Восстановление и закрепление трассы. Схема работ

Все земельные участки, отводимые в период строительства для притрассовых резервов, временных сооружений и зданий подлежат возврату землепользователю после окончания строительства в пригодном для сельского хозяйства состоянии, т.е. необходимо произвести рекультивацию земель. Размеры полосы отвода определяют по ширине подошвы насыпи и размеров выемок поверху, а также ширине боковых и забанкетных канав, банкетов и предохранительных полос (с каждой стороны по 1м.).

Технология подготовительных работ исходит из последовательности выполнения отдельных групп и видов, а именно:

Восстановление и закрепление трассы;

Отвод и закрепление земель на постоянное и временное пользование;

Очистка полосы отвода (перенос инженерных коммуникаций, расчистка от старых строений, снятие растительного слоя);

Разбивочные работы;

Устройство водоотводных канав и дренажей.

1. Расчистка дорожной полосы перед возведением земляного полотна (от кустарника, пней, камней): кусторезы, бульдозеры, корчеватели – собиратели, можно использовать специальные захватные приспособления.

2. Снятие, перемещение и обвалование (складирование) растительного (плодородного) слоя: бульдозер на гусеничном ходу и пневмоколёсных тягачах, фронтальные погрузчики, автомобили – самосвалы.

3. Рыхление грунтов в резервах и выемках: рыхлители на тракторах или использование буро–взрывного способа для скальных грунтов.

4. Снос и перенос зданий и сооружений: бульдозеры, экскаваторы, автокраны, фронтальные погрузчики.

5. Подготовка землевозных дорог: автогрейдеры, скреперы, катки, автомобили – самосвалы.

3.1.1 Восстановление и закрепление трассы. Схема работ.

Положение оси дороги (трассы) на местности устанавливают и закрепляют в процессе изыскательских работ. Однако со времени проведения изыскания до начала строительства дороги проходит время, в течение которого могут измениться условия ис­пользования, выделенных для строи­тельства дороги земельных угодий, иногда бывают повреждены отдель­ные знаки, указывающие положение трассы, и т. п.. Поэтому перед нача­лом строительных работ необходимо вновь уточнить положение дороги на местности и восстановить закрепле­ние трассы (Рисунок 9).

1 - граница полосы отвода; 2 - пикеты (точка и сторожек с надписью); 3 - выносные колья

Рисунок 9 – Схема закрепления оси дороги

Промежуточные точки на кривых разбивают через каждые 5, 10 или 20м соответственно радиусам кривых до 100, от 100 до 500 и более 500 м.

1-выносной столб с отметкой; 2-граница полосы отвода; 3-полоса отвода; 4-точки со сторожками; 5-касательная к кривой; 6-вершина угла.

Рисунок 10 – Закрепление оси дороги на кривой

Вершины углов поворота (ВУ) закрепляют установкой столбов,которые закапывают на расстоянии 0,5 м от фактической вершины угла на продолжении его биссектрисы. На этих столбах записывают порядковый номер угла, радиус, тангенс и биссектрису кривой.

На виражах, переходных кривых, отгонах, серпантинах ось дороги закрепляют в соответствии с местоположением и рельефом местности.

Высотные отметки закрепляют реперами через каждые 1000-2000 м в зависимости от рельефа местности. Кроме этого, реперы обязательно устанавливают на участках пересечения с другими автомобильными или железными дорогами, около малых искусственных сооружений, на пересечениях рек (на обоих берегах), у высоких насыпей (высота более 5 м) и глубоких выемок (глубина более 5 м). Реперы устанавливают в стороне от дороги, окапывают неглубокими канавками и обсыпают землей в виде конуса. В качестве реперов можно использовать цоколи зданий, опоры мостов, крупные камни и скалы.

Трасса - это линия, определяю­щая положение на местности геомет­рической оси дороги. Трасса может быть в местах насыпей выше земной поверхности, а в местах выемок - ниже ее. Разметку трассы произво­дят, применяя реперы, располагае­мые вблизи будущего земляного по­лотна (репер - постоянная, закреп­ленная на месте точка, с известной отметкой).

Строительная организация-под­рядчик, на которую возложено строи­тельство автомобильной дороги, ор­ганизует в своем составе геодезичес­кую службу, выполняющую все гео­дезические разбивочные работы на протяжении всего строительства до­роги.

Организация-заказчик не менее чем за 10 дней до начала работ пере­дает организации-подрядчику всю необходимую проектную документацию и данные о геодезической основе, представляющей опорную сеть, т. е. совокупность всех реперов и всех точек с известными координа­тами (опорных пунктов), установ­ленных на местности при изыскатель­ских работах. Организация-заказчик силами своей геодезической службы производит восстановление на местности опорной ee сети и передачу ее геодезической службе строительной организации.

Восстановление трассы состоит в нанесении на местности основных осей сооружений, а также развитии (сгущении точек) опорной сети с вос­становлением и закреплением всех точек и осей как земляного полотна, так и всех дорожных сооружений.

Для сохранения всех точек до на­чала строительных работ их закреп­ляют на местности. На прямых уча­стках дороги закрепление произво­дят на границах однородных проект­ных участков.

Вершины углов поворота (ВУ) закрепляют установкой столбов, ко­торые закапывают на расстоянии 0,5м. от фактической вершины угла на продолжении его биссектрисы.

На этих столбах записывают поряд­ковый номер угла, радиус, тангенс и биссектрису кривой.

Высоты точек закрепляют репе­рами, устанавливаемыми через каж­дые 1000-2000 м в зависимости от рельефа местности. Кроме этого, ре­перы обязательно устанавливают на участках пересечения с другими ав­томобильными или железными доро­гами, около искусственных сооруже­ний, на пересечениях рек (на обоих берегах), у высоких насыпей (высо­той более 5м) и глубоких выемок (глубиной более 5 м). Реперы уста­навливают в стороне от дороги, ока­пывают неглубокими канавками и об­сыпают землей в виде конуса. В ка­честве реперов можно использовать цоколи зданий, опоры мостов, круп­ные камни и скалы.

При восстановлении трассы про­водят закрепление на местности до­полнительных земельных участков, отводимых для резервов и карьеров, для различных производственных предприятий и размещения дорож­ных и транспортных служб. Во вре­мя этих работ граница земельных участков обозначается бороздами, столбами, узкими просеками, отмет­ками на отдельных деревьях.

Отвод земель для временного и постоянного пользования проводят с учетом охраны природы, использо­вания ненужных земель, рациональ­ного учета сельскохозяйственных земель и естественных природных ресурсов.

Закрепленную дорожную полосу оформляют в виде плана отводимых земель с приложением журнала за­крепления и утверждают в соответ­ствующих организациях. Если в пре­делах намеченной постоянной полосы отвода находятся здания и соору­жения, то на них составляют допол­нительные чертежи, и положения, характеризующие их конструкцию и состояние.

На подлежащие уничтожению сады, посевы сельскохозяйственных культур и прочее составляют акты совместно с землепользователем.

Полосу временного отвода, кото­рая необходима для производства работ и несколько шире постоянной полосы отвода, устанавливают в за­висимости от характера и ценности придорожных земель, типа применяе­мых машин, способов работы и не­обходимости размещения с каждой стороны возводимого земляного полотна подъездных путей для достав­ки грунта и материалов, проезда в период технологического закрытия движения по дороге (твердения цементобетона, асфальтобетона и т. п.), а также в местах строящихся ис­кусственных сооружений

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ И ЗАКРЕПЛЕНИЮ ТРАССЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА МЕСТНОСТИ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее - ТТК) - организационно-технологический документ, разработанный для выполнения технологического процесса на основе методов научной организации труда. Технологическая карта содержит комплекс мероприятий по организации труда с наиболее эффективным использованием современных средств механизации, технологической оснастки, инструмента и приспособлений.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства геодезических работ по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности.

Определён состав производственных операций, разработаны требования к контролю качества и приёмке работ, рассчитаны плановая трудоёмкость работ, потребность в трудовых, производственных и материальных ресурсах, описаны мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

Типовые чертежи;

Строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

Заводские инструкции и технические условия (ТУ);

Нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

Производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

Местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса геодезических работ по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности, для обеспечения их высокого качества, а также:

Снижение себестоимости работ;

Сокращение сроков строительства;

Обеспечение безопасности выполняемых работ;

Организации ритмичной работы;

Рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

Унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства"). Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

Рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

Проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

Корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

Пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

Оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для нового строительства и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства геодезических работ по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности, с применением наиболее прогрессивных и рациональных решений по организации, технологии и механизации геодезических работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

Протяженность трассы

- L=10,0 км .

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс геодезических работ по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности.

2.2. Геодезические разбивочные работы по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности, выполняются в одну смену, продолжительность чистого рабочего времени в течение 10-ти часовой смены составляет:

2.3. При восстановлении и закреплении трассы автомобильной дороги на местности, выполняют следующие производственные операции:

Восстановление и закрепление оси трассы;

Разбивка кривых закруглений;

Восстановление и закрепление пикетажа;

Проверка направления и длины трассы;

Контрольное нивелирование трассы.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ с использованием следующих приборов и инструментов: землемерная стальная лента длиной 50 м ЛЗ-50 с двумя комплектами шпилек ; рулетка на крестовине из ПВХ длиной 20 м РВ-20 ; пружинный динамометр для натяжения рулетки с нормальной силой Р=10 кг; цифровой нивелир Sokkia SDL50; электронный тахеометр Sokkia SET 230 RK; бортовой автомобиль УАЗ-3303 (колёсная формула 4х4, грузоподъемность Q=1225 кг, масса машины m=1845 кг, габаритные размеры 4477х2100х2355 мм, мощность двигателя =112 л.с.).

Рис.1. Стальная землемерная лента длиной 50 м тип ЛЗ-50

а - вид при хранении; б - вид штриховки; в - комплект стальных шпилек

Рис.2. Стальные рулетки

а - длиной 50 м тип РК-50; б - длиной 20 м РВ-20; в - пружинный динамометр

Рис.3. Тахеометр Sokkia SET 230 RK

Рис.4. Нивелир Sokkia SDL50

Рис.5. Бортовой автомобиль УАЗ-3303

2.5. При разработке ТТК на выполнение геодезических работ по восстановлению и закреплению трассы автомобильной дороги на местности были использованы следующие нормативные документы, отражающие достигнутый технический уровень строительного производства:

- СП 48.13330.2011. "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" ;

- СП 126.13330.2012. "Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84" ;

- Пособие к СНиП 3.01.03-84. "Производство геодезических работ в строительстве" ;

- ГОСТ Р 51872-2002. "Документация исполнительная геодезическая. Правила исполнения" ;

- СП 34.13330.2012. "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.02.05-85*" ;

- СП 78.13330.2012. "Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85" ;

- ГОСТ 32867-2014. "Дороги автомобильные общего пользования. Организация строительства. Общие требования" ;

- ГОСТ 32756-2014. "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приёмки выполненных работ" ;

- ГОСТ 32755-2014. "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приёмки в эксплуатацию выполненных работ" ;

- ГОСТ Р 52398-2005. "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования" ;

- ГОСТ Р 52399-2005. "Геометрические элементы автомобильных дорог" ;

- ВСН 19-89. "Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог" ;

- НПО РОСДОРНИИ-1993 г. "Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" ;

- ПТБ-88. "Правила по технике безопасности на топографо-геодезических работах" ;

- РОСАВТОДОР-2002. "Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них , Утвержденный распоряжением Росавтодора от 23.05.2002 N ИС-478-р ";

- РД 11-02-2006. "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" ;

- РД 11-05-2007. "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" ;

- МДС 12-29.2006. "Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты" .

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.

3.2. До начала производства геодезических работ по восстановлению и закреплению оси вдоль трассового автомобильного проезда на местности в плане и профиле, необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

Укомплектовать бригаду (звено) геодезистов, соответствующей квалификации, а также владеющих смежными профессиями;

Назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;

Ознакомить бригадира (звеньевого) с Проектом производства работ, Технологической картой и технической документацией, а также выдать бригаде (звену) Наряд-задание и Калькуляцию на весь объем поручаемых работ;

Провести инструктаж членов бригады (звена) по технике безопасности;

Обеспечить рабочих средствами индивидуальной защиты для безопасного производства работ;

Подготовить к производству работ необходимые измерительные приборы, инструменты и приспособления и доставить их на объект;

3.3. Общие указания к выполнению работ

3.3.1. Положение оси дороги на местности устанавливают и закрепляют в процессе изыскательских работ. Однако со времени проведения изысканий до начала строительства дороги проходит определенный, иногда значительный промежуток времени, за который точки закрепления трассы на местности, выполненные заказчиком при полевом трассировании, утрачиваются или могут измениться условия использования выделенных для строительства дороги земельных угодий. Поэтому перед началом строительных работ необходимо вновь уточнить положение дороги на местности и восстановить закрепление трассы. При этом руководствуются следующими документами рабочего проекта:

Ведомостями прямых, круговых и переходных кривых, закрепления трассы и реперов;

Планом трассы;

Продольным профилем с проектными данными;

Графиком распределения земляных масс и полос отвода;

Поперечными профилями земляного полотна индивидуального проектирования;

Привязкой типовых профилей к пикетажу;

Ведомостями и чертежами переустраиваемых коммуникаций;

Ведомостью проектируемых сложных мест с проектными решениями;

Чертежами регуляционных и берегоукрепительных сооружений;

Планом размещений нагорных канав и их поперечных профилей, привязки к трассе перепадов быстротоков и водобойных колодцев;

Чертежами поперечных сечений быстротоков, конструкций перепадов и водобойных колодцев;

Ведомостями и типовыми поперечными профилями проектируемой дорожной одежды, ведомостями уширений на горизонтальных и вертикальных кривых, ведомостями и чертежами разбивки виражей;

Ведомостями и чертежами привязки съездов и переездов;

Ведомостями и планами привязки к трассе специальных инженерных сооружений и чертежи их конструкций в высотных отметках трассы;

Ведомостями и паспортами сосредоточенных грунтовых резервов и карьеров;

Материалами и чертежами согласования изыскательских и проектных материалов с заинтересованными организациями.

Эта задача решается в подготовительный период строительства.

3.3.2. При восстановлении трассы выполняют геодезические работы с целью переноса проекта на местность и контроля соответствия проекту размеров высотных отметок сооружения.

3.3.3. До начала строительства, включая подготовительные работы, выполняется восстановление обозначенных в период проектных изысканий:

Оси трассы;

Осей искусственных сооружений;

Границ отведённой территории;

Геодезической разбивочной основы, служащей для привязок отметок и расстояний к государственной геодезической сети.

3.3.4. Точность построения разбивочной основы и выноса проекта на местность в соответствии с нормативными требованиями должна обеспечивать величины средних квадратических погрешностей не более ниже приведённых:

Угловые измерения - 30°;

Линейные измерения - 1/2000;

Превышения на 1 км хода - 15 мм.

3.3.5. При разбивочных работах устанавливают:

Пределы точности перенесения оси трассы относительно местных объектов;

Пределы точности размещения осей отдельных элементов между собой и относительно главных осей сооружения или относительно опорной геодезической сети строительства.

3.3.6. При перенесении проектов сооружении на местность пределы точности работ по размещению трассы и главных осей сооружения относительно местных объектов и элементов местности должны соответствовать проектным.

3.3.7. Точность размещения отдельных частей и осей сооружения между собой и относительно главных осей и геодезической опорной сети должна соответствовать действующим строительным допускам.

3.3.8. Подрядчик на основе проектной документации и геодезической разбивочной основы должен подготовить схемы расположения разбиваемых в натуре осей и других контролируемых параметров и элементов автомобильной дороги.

3.3.9. Схемы должны быть разработаны с учетом обеспечения технологической доступности ориентиров, разбиваемых в натуре, при контроле точности положения элементов и конструкций на всех этапах строительства.

3.3.10. Вынос в натуру указанных геодезических ориентиров осуществляется подрядчиком до начала выполнения строительных работ, поэтапно - в соответствии с установленной проектом организации строительства последовательностью их выполнения.

3.4. Подготовительные работы

3.4.1. В ходе подготовительных работ необходимо:

Произвести полевую приёмку трассы автомобильной дороги;

Расчистить территорию в полосе отвода под строительство от строений подлежащих сносу, переносу и переустройству;

Изучить проектные материалы, содержащие исходные данные для разбивки;

Выбрать методику измерений;

Составить разбивочные схемы и чертежи;

Разработать календарный план производства геодезических работ на объекте;

Визуально обследовать трассу строительства автомобильной дороги;

Укомплектовать бригаду геодезистов, ознакомить их с Технологической картой и технологией производства геодезических разбивочных работ;

Подготовить к производству работ необходимые измерительные приборы и инструменты приспособления и доставить их на объект;

Обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ.

3.4.2. После выполнения проектной организацией изысканий, Подрядчик в присутствии Заказчика производит полевую приёмку вынесенной и закреплённой, геодезическими знаками на местности, трассы автомобильной дороги. Трасса дороги, вынесенная на местность и надёжно закреплённая на ней типовыми знаками, является геодезической основой для разбивки осей всех сооружений, разбивочных и контрольных геодезических работ в процессе строительства.

Приёмо-передача закреплённой трассы оформляется Актом с приложением к нему необходимых ведомостей и журналов. При приёмке высотного обоснования сверяют с каталогом и уточняют в натуре местоположение пунктов государственной нивелировочной сети используемых изыскателями. Выборочной проверке подлежат отметки пикетажа трассы и выносных точек. Все закрепляемые и выносимые точки заносятся в схему закрепления трассы.

3.4.3. Приемка геодезической разбивочной основы и технической документации на неё производится после осмотра полосы отвода и проверки всех знаков специальной комиссией. В состав комиссии должны входить представители Заказчика, Проектной организации, Генерального Подрядчика и Субподрядчика. Комиссия создается приказом Заказчика.

3.4.4. Производство контроля геодезической разбивочной основы производится с точностью линейных измерений не менее 1/500 угловых 2 мин и нивелирования между реперами с точностью 50 мм на 1 км трассы.

Приемку ГРО для строительства следует оформлять актом освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства в соответствии с Приложением 1 , РД 11-02-2006 .

К акту приемки ГРО должен быть приложены:

Схематический план трассы с указанием местоположения пунктов;

Типы и глубины заложения закрепляющих их знаков;

Координат пунктов;

Их пикетажных значений и высотных отметок в принятой системе координат и высот;

Необходимые ведомости и журналы.

3.4.5. Состав отчетной технической документации по созданию геодезической разбивочной основы должен включать в соответствии с п.5.19 СНиП 11-02-96 :

Разбивочный чертеж с привязкой к знакам геодезической основы разбивочных осей автомобильной дороги (составляется в масштабе генерального плана строительной площадки);

Каталоги координат и высот пунктов геодезической основы по форме таблицы 1;

Чертежи геодезических знаков;

Технический отчет.

Каталог координат и высот

Таблица 1

N угла поворота

Расстояние между ВУ, м

Расстояние по кривой м, от ПК до НК или КК

Координаты угла

Направление

Минута

3.4.6. По опорной геодезической сети дополнительно представляются:

Карточки установленных постоянных геодезических знаков и центров;

Абрисы геодезических пунктов, привязанных к постоянным предметам местности;

Абрисы нивелирных знаков (марок, стенных и грунтовых реперов);

Материалы по определению базисов и длин линий их высот;

Ведомость закрепления трассы по форме таблицы 2;

Ведомости превышений по форме таблицы 3;

Ведомость линейных промеров трассы по форме таблицы 4;

Ведомость реперов по форме таблицы 5;

Ведомость углов поворота по форме таблицы 6;

Ведомость прямых и кривых по форме таблицы 7.

Ведомость закрепления трассы

Таблица 2

N знака закрепления

Положение закрепленной точки

Привязка

Описание знака закрепления

Эскиз знака

Приме-
чание

Расстояние от оси, м

Отметка выносных столбов, м

Создание геодезической разбивочной основы

Разбивочные работы призваны систематически контролировать соответствия выполняемых земляных работ проекту в части геометрического очертания земляного полотна

Для геодезической разбивочной основы должны быть на местности в пределах полосы отвода, но вне зоны основных строительных работ устанавливают следующие геодезические точки и знаки: знаки, закрепляющие створные точки на прямых участках дороги не реже, чем через один километр; а также вершины углов поворота и главные точки круговых и переходных кривых, реперы, расположенные через два километра вдоль трассы у каждого искусственного сооружения.

При разбивке земляного полотна устанавливаются и фиксируются места пересечения откосов земляных сооружений с поверхностью, земли, высота насыпей и кавальеров и уклоны откосов. Для указания высоты сооружения на пикетах и плюсах (не реже чем через 30-50 м) устанавливаются осевые вехи --высотники представляющие собой шест, на верху которого укрепляется планка с указанием высоты насыпи (кавальера) с учетом запаса на осадку и положение высотника на трассе: пикет, плюс. От оси линии в обе стороны откладывается половина ширины подошвы насыпи, в полученных точках А и В забиваются колья. Направление откоса насыпи фиксируется откосником-- доской, прибитой наклонно к вертикальным кольям. Правильность установки откосников проверяется откосным лекалом, представляющим собой деревянный шаблон в виде прямоугольного треугольника с уровнем.

Откосники и высотники для разбивки насыпи.

В процессе отсыпки насыпи размеры ее периодически контролируются промерами и нивелировкой, а при достижении отметки близкой к проектной проводится повторная и окончательная разбивка каждого поперечника.

Разбивка выемок проводится аналогично разбивке насыпи. На осевых кольях (высотник) указывается глубина выемки с вычетом из рабочей отметки высоты сливной призмы. Выемка разрабатывается с недобором дна и откосов, которые окончательно планируются при производстве отделочных работ. Разбивка станционных площадок проводится от оси главного пути. При большой ширине площадок разбивается базис, на который наносятся все необходимые размеры и отметки. Базис надежно закрепляется на местности. Одновременно с разбивкой насыпей, выемок и станционных площадок разбиваются границы резервов, кавальеров и канав. Точки разбивки на местности закрепляются забивкой кольев и пропашкой борозд.

Восстановление и закрепление трассы

земляное полотно железная дорога

Ось трассы закрепляют точками со сторожками, осевыми и условными столбами, выносными кольями и столбами, установленными вне зоны расположения насыпей, выемок и мест производства работ. Точки со сторожками устанавливают на каждом пикете (ПК) и плюсовых точках, в точках начала переходной кривой (НПК), конца переходной кривой (КПК) и середины круговой кривой (СКК), а также в промежуточных точках при детальной разбивке кривых. На длинных прямых не реже чем через 1000 м устанавливают по теодолиту осевые столбы (места стоянки инструмента),определяющие направление трассы. Выносными столбами закрепляют места стоянки теодолита, вершины углов (ВУ) и точки начала переходных кривых. Выносными кольями закрепляют все четные пикеты точки КПК, места расположения мостов и труб, а в холмистом и горном и осевые точки нулевых работ. При закреплении трасы деревянными столбами и кольями створ обозначают гвоздями, забиваемыми в них. После установки столбы в радиусе 1…1,2 м скапывают канавкой глубиной до 0.3 м. На выносных столбах и кольях делают надписи с указанием закрепляемой точки: ось, НПК, КПК, ПК13+37, ВУ№ и т.д. Все надписи на выносных столбах и кольях должны быть обращены в сторону трассы, а на сторожках - в сторону начала пикетажа.

С восстановления и закрепления трассы начинается подготовка дорожной полосы строящейся дороги.

Положение оси дороги (трассы) на местности устанавливают и закрепляют в процессе изыскательских работ. Однако со временем проведения изыскательских работ до начала строительства дороги проходит значительный промежуток вре­мени, в течении которого могут измениться условия использования, выделенных для строительства дороги земельных угодий, иногда бывает повреждение отдель­ных знаков, указывающих положение трассы, поэтому перед началом строитель­ных работ, необходимо вновь уточнить положение дороги на местности и восста­новить закрепление трассы. До начала сооружения земляного полотна выполня­ют, следующие виды работ по восстановлению трассы:

Выносят все углы поворота и все пикеты на границу полосы отвода;

Закрепляют вершины углов поворота и створных точек на длинных прямых;

Разбивают круговые и переходные кривые;

Закрепляют начало о конец кривых;

Закрепляют промежуточные точки;

Разбивают и закрепляют оси искусственных сооружений;

Закрепляют пикеты и плюсовые точки;

Проверяют отметки существующих реперов;

Устанавливают дополнительные реперы;

Проверяют продольное нивелирование всех точек и на отдельных участков снимают поперечные профили для более точного подсчёта объёма земляных работ.

На прямых участках дороги закрепление производят через 200 - 400 м (в зависимости от рельефа местности). На границах полосы отвода устанавливают выносные столбы и между ними выставляют промежуточные выносные колья. На криволинейных участках трассы выносные столбы располагают через 100 м, на линии перпендикулярной к касательной кривой (см. рис. 2.1.).



1 – граница полосы отвода; 2 – выносные столбы;

Рис.2.1.Схема восстановления и закрепления трассы на прямой.

1 - граница полосы отвода; 2 - выносной столб; 3 - точка со сторожком; 4 - полоса отвода; 5 - касательная к кривой; 6 - вершина угла.

Рис 2.2. Схема закрепления трассы на кривой

Вершины углов поворота закрепляют установкой столбиков на расстоянии 0,5 м на продолжении биссектрисы угла. На этих столбиках записывают порядковый номер угла, радиус, а также и биссектрису угла.

На виражах, переходных кривых, серпантинах ось дороги закрепляют в соответствии с местом расположения и рельефа местности.

В скальных грунтах положение точек, как на трассе, так и на высотных отметках определяют пересечением двух высеченных канавах в скале. Эти точки обкладывают валиком из камней и делают надписи краской на скале и крупных камнях.

Высотные отметки закрепляют через каждые 1000 - 2000 м в зависимости от рельефа местности. Кроме этого реперы обязательно устанавливают на участках пересечения с автомобильной дорогой или железной дорогой около искусственных сооружений на пересечении рек на обоих берегах у высоких насыпей и у глубоких выемок.

Реперы устанавливают в стороне от дороги, окапывают не глубокими канавками и обсыпают землей в виде конуса. В качестве репера можно использовать цоколи зданий, опоры мостов, крупные камни и скалы.

При восстановлении трассы закрепляют на местности земельные угодья отводимые для резервов и карьеров, для размещения производственных предприятий и предприятий дорожно-эксплуатационной службы.

Во время этих работ границы земельных участков обозначают бороздами, столбиками, узкими просеками, отметками на отдельных деревьях.

Начинают восстановление трассы с отыскания на местности вершин углов поворота. Вершины, на которых не сохранились знаки крепления, возобновляют по абрисам и со­хранившемуся пикетажу или по схемам их привязки соответствующими промерами от местных предметов. Можно восстановить положение вершины прямой засечкой по про­ектным углам из сохранившихся соседних вершин.

Если знаки крепления не сохранились на нескольких подряд расположенных вершинах и их нельзя восстановить от местных предметов, то такой участок трассируют вновь. Величины углов поворота и расстояния между вершинами принимают из проекта.

При восстановлении трассы заново измеряют углы поворота и сравнивают их с проектными. Если обнаруживаются большие расхождения, положение трассы на местности не изменяют, а вносят изменения в проектные углы и пересчитывают все элементы кривых по исправленному углу.

Вновь измеряют длины линий и в створе по прибору восстанавливают пикеты. При обнаружении промахов в прежней разбивке (например, пропущена лента при трасси­ровании) или при значительном накоплении ошибок (более 1 м) сплошное смещение пикетов не делают, а устанавливают так называемые рубленные, меньше 100 м, пикеты. Так поступают для того, чтобы восстанавливаемый пикетаж соответствовал разбитому при трассировании, по которому составлен проектный профиль, иначе рабочие отметки не будут соответствовать полученным в проекте. ьДля проверки профиля трассы и уточнения объемов земляных работ выполняют контрольное нивелирование. В него включают все пикеты и плюсовые точки и всю сеть постоянных и временных реперов. При нивелировании определяют отметки вновь устанавливаемых рабочих реперов. Если отметки точек при контрольном нивелировании отли­чаются более чем на 4-5 см, профиль исправляют и определяют новые рабочие отметки.Закрепление трассы на местности Все проектные точки трассы, вынесенные в натуру, должны быть надежно закреплены. Пикеты и плюсовые точки, главные и промежуточные точки закруглений закрепляют с помощью кольев и сторожков. Вершины углов поворота и створные точки на прямых участках в пределах взаимной видимости через 0,5 - 1 км закрепляют деревянными или железобетонными столбами, металлическими уголками и т.п. На застроенных территориях эти точки привязывают линейными промерами к постоянным объектам. На закруглениях трассы производят детальную разбивку переходных и круговых кривых.. С помощью теодолитаа пикетаж выносят перпендикулярно оси дороги, а главные точки кривых перпендикулярно линиям соответствующих тангенсов. Пикеты на кривой закрепляют перпендикулярно к касательной в данной точке. Для закрепления применяют бетонные и деревянные столбики и колья.Выносимые точки трассы закрепляют двумя знаками, образующими створ. Их располагают обычно с одной, нагорной стороны, а иногда и по разные стороны от оси дороги. Пользуясь таким створом, можно быстро и точно восстановить при строительстве точки на трассе. Расстояния от оси до первых створных точек принимают постоянными, равными 10 - 15 м, иногда и более. Вторые створные точки закрепляют на расстоянии 5 - 15 м от первых. Обычно на четных пикетах выноски устанавливают из столбов, а на нечетных из кольев. Измеряют расстояния от трассы до выносных точек и записывают их в журнал или на схему закрепления трассы. Каждую выносную точку подписывают масляной краской на столбе или на сторожке, указывая наименование знака, в какую сторону от оси по ходу пикетажа и на какое расстояние он вынесен. Например, "Вын. ПК 31 пр. 15". Знаки окапывают.

На каждой вершине угла поворота устанавливают столб, с забитым сверху в торец гвоздем, для центрирования прибора. Этот столб окапывают и обсыпают земляным хол­миком. По направлению биссектрисы с внешней стороны примерно на расстоянии 1 м устанавливают указательный столб, на котором, на стороне, обращенной к вершине, вы­писывают номер и величину угла и его пикетажное положение. Кроме того, положение вершины угла поворота закрепляют четырьмя выносными столбами по продолжению линий тангенсов (см. рис.4.1) или по линии биссектрисы по разные стороны вершины. Расстояние между вершиной угла поворота и выносной точкой должно быть не менее 20 м. Середину кривой закрепляют по линии биссектрисы.Малые искусственные сооружения закрепляют створными знаками по их оси. На рис.4.1 показано закрепление водопропускной трубы на ПК 35+54. Закрепляют также пе­ресечения трассы с дорогами.

error: