Краны. Общие сведения о грузоподъемных кранах Какие бывают виды кранов

Существуют различные виды кранов, соответственно и устроены они по-разному.

Портальные краны. Необходимо отметить, что такие краны также бывают различных видов и для них приняты специальные обозначения:
КПМ - кран портальный монтажный,
КПП - кран портальный перегрузочный,
КПД - кран портальный доковый.

Конструкция портальных кранов представляет собой поворотную стреловую систему, установленную на портал, который передвигается по подкрановым путям. Полупортал, на который устанавливается портальный кран, предназначен для пропуска различных видов транспорта. Применяются портальные краны преимущественно в морских и речных портах, на судостроительных и судоремонтных заводах и в плавучих доках, при строительстве гидротехнических сооружений. Таким образом, в отличие от предыдущих кранов, портальные краны предполагают узкую сферу использования.
Подъем груза на портальных кранах осуществляется с помощью крюков и грейферов, на монтажных с помощью крюков.
Подкрановых путей может быть от одного до трех, соответственно, ширина колен подкранового пути составляет 6, 10,5 и 15,3 м. Грузоподъемность портальных кранов различная для перегрузочных и монтажных кранов. Так, для перегрузочных кранов грузоподъемность составляет 5-40т, для монтажных - до 300т. Вылет стрелы достигает 40м.

Мостовые краны широко применяются при строительстве и в производственных цехах. Так, мостовые краны применяются в промышленности, строительной индустрии, складском хозяйстве. Также краны мостовые с грейфером широко применяют в металлургической промышленности.
По своей сути, мостовые краны, являются разновидностью подъемного крана. Мостовой кран представляет собой конструкцию с опорным или подвесным мостом. Крановый путь является опорным элементом для несущих деталей мостового крана. Рельсы для мостового крана укладываются либо на стенах здания, либо на эстакадах, находящихся вне здания. По рельсам передвигается несущая балка или мост. Таким образом, при использовании мостового крана, не занимается основная площадка. Грузовая тележка с лебедкой, обеспечивающей подъем груза, перемещается по мосту. Мостовой кран оборудован крюками магнитом или грейфером. Такая возможность значительно расширяет сферы использования двухбалочных мостовых кранов. Однобалочные мостовые краны значительно легче и маневреннее двухбалочных. Дополнительно, на однобалочные мостовые краны можно навесить консольную тележку.

Один из самых распространенных видов мостового крана - кран-балка. Состоит кран-балка из концевых балок, пролетной балки и подъёмного механизма. Концевые балки и пролетная балка крепятся между собой, обеспечивая тем самым перемещение механизма подъема. За счет подъемного механизма, груз может перемещаться в горизонтальном и вертикальном направлении. При этом сам подъемный механизм движется по пролетной балке. Кран-балка снабжен либо ручной, либо электрической талью (непосредственно подъемный механизм). Кран-балку ни в коем случае нельзя использовать для перемещения различных отравляющих и токсичных веществ и для перемещения людей. В основном, кран-балка используется для погрузочно-разгрузочных работ и для монтажа на производстве или складском помещении.
Использовать кран-балку лучше всего либо под навесом, либо в закрытом помещении. Допустимый перепад температур от -200С до +400С. Кран-балки могут быть ручные или электрические (питание идет от электродвигателя, подключенного в сеть через провод или кабель) и опорные или подвесные.
Опорные кран-балки передвигаются преимущественно по направляющим путям. Такие пути представляют собой либо квадрат, либо рельс, установленный на металлических или бетонных опорах.
Кран-балка опорная включает в себя следующие составляющие:

  • пролётная балка
  • концевые балки (имеют ходовые колеса)
  • подкрановые пути
  • подъёмный механизм

Подъемный механизм в ручном кран-балке устроен с помощью цепных талей. Соответственно, электротали применяют для кран-балки с электрическим приводом. Управлять кран-балкой с электрическим приводом можно либо с пульта управления, либо с пола.
Подвесные кран-балки перемещаются по подвесным путям, которые находятся в самом здании, либо вне здания, по эстакадам.
Подвесные кран-балки состоят из:

  • пролетная балка;
  • концевая балка жесткая
  • концевая балка подвижная
  • ходовые каретки, перемещающиеся по подкрановым двутавровым направляющим (к ним подвешивают балки)
  • подъёмный механизм
  • кнопочный пульт для управления электрической кран-балкой

Если существует такая необходимость, то пролетную балку усиливают при помощи вертикальной шпренгельной конструкции.
Кран-балки существуют двухпролетные и однопролетные. Их использование на производстве, зависит от площади обслуживания.
Имея одинаковую грузоподъемность, кран-балки подвесные значительно легче опорных. Еще один плюс подвесных кран-балок - большая площадь обслуживания, нежели у опорных. При помощи подвесных кран-балок появляется возможность обслуживать площадь у стен.

Консольные краны.

Козловые краны. Еще один вид кранов - козловые краны. Несущие конструкции козловых кранов опираются на крановый путь за счет опорных балок. Козловые краны широко применяют на различных производствах. В частности, без них не обойтись при обслуживании складов, штучных грузов, контейнеров и лесных грузов, для монтажа сборных промышленных и гражданских сооружений, для обслуживания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении. Устанавливают козловые краны на открытых площадках.

Кран-штабелёр внешним видом напоминает кран-балку, однако конструкция кран-штабелера имеет несколько отличий. Главное - в конструкции кран-балки используют таль, а на кран-штабелере - вилочный штабелер. Собственно, примерно такую конструкцию имеет погрузчик, но своими маневренными качествами и проходимостью, погрузчику далеко до кран-штабелера. Кран-штабелер может проехать даже в узком проходе и, соответственно выполнить работу, которая недоступна погрузчику.

Самоходные гусенечные краны. Существует отдельный вид кранов, который перемещается на гусеничном шасси - самоходный гусеничный кран. Конечно, доставлять такой кран - достаточно трудоемкая задача, но гусеничный кран оправдывает затраты. С его помощью можно достичь большей высоты подъема и гусеничный кран обладает большой грузоподъемностью. Чтобы снизить затраты на транспортировку гусеничного крана с места на место, широко применяется принцип агрегатного построения. Такая возможность позволяет не только облегчить демонтаж, но и перевозку грузов. Работают гусеничные краны, как от дизель-электрического агрегата, так и от электрической сети. В конструкцию гусеничных кранов включено большое количество различного оборудования, что повышает производительность и мощность этих кранов. Гусеничный кран состоит из: ходовой и поворотной части, лебедки , механизма вращения, генераторной и дизель-электрической станции, монтажной стойки, кабины, грузовой подвески и крюковой обоймы и др. Транспортировка гусеничного крана происходит при помощи специального транспорта.

Консольные краны. Следующая разновидность кранов - консольный кран. Консольные краны бывают двух разновидностей: настенно-консольный кран и колонный кран.
1. Настенно-консольный кран состоит из настенной фермы, по которой передвигается настенная тележка с лебедкой, обеспечивающей подъем груза. Применяют настенно-консольные краны преимущественно в цехах, с целью уменьшения работы мостовым кранам. Настенно-консольные краны устанавливаются стационарно: ставится колонна, а на ее основе монтируют консоль. Возможность использования консольных кранов во многом зависит от специфики производства и помещения, но все-таки преимущественно консольные краны используют в небольших помещениях.
2. При использовании колонного крана, вместо настенной фермы, используется стационарная колонна. Колонные краны используют для обслуживания различных агрегатов, поэтому и применяют их на машиностроительных заводах.

Краны на рельсовом ходу. На строительной (грузовому порту и т.д.) площадке устанавливаются специальные рельсы, по которым происходит перемещение крана. Самые распространенные краны на рельсовом ходу - со стрелой 15 м (комплектацию дополняет грузовой крюк для одинарных грузов), иногда может быть вставка стрелы еще на 5м, также дополняют конструкцию грейферами, лебедками и другими деталями. Выпускаются различные виды кранов на рельсовом ходу: с поворотом башни и без, стационарные, закрепленные и свободно стоящие на опорной раме.

Copyright Liftcenter полное или частичное копирование без письменного разрешения запрещено.

Строительные краны сегодня представлены множеством разновидностей. Их различие между собой состоит не только в конструктивных особенностях, но и в функциональном назначении. Наиболее распространенными сегодня являются следующие типы кранов:

  1. мостовые;
  2. стрелочные;
  3. кабельные.

Строительные краны требуются для возведения как высотных зданий, так и различных малоэтажных домов. По сравнению со стрелочными кабельные и мостовые краны используются сегодня гораздо реже. Это объясняется их конструктивными особенностями.

Конструкция крана мостового типа полностью соответствует его названию. Главным рабочим элементом такой машины является мост, перемещение которого осуществляется по рельсам. Они могут располагаться либо за пределами здания, либо на его стенах. Мостовые краны не очень удобны из-за сложности их как монтажа, так и сборки. Их главное преимущество - это высокая грузоподъемность. Краны мостового типа способны поднимать и перемещать грузы до 320 т.

Строительные краны — стрелочные

Основной конструктивный элемент стрелочного крана - это стрела. Существует два типа стрел:

  1. маневренные;
  2. балочные.

Второй тип стрел применяется довольно редко из-за своих конструктивных особенностей. Что касается первого типа, то он используется намного чаще и служит для подъема на высоту крупногабаритных грузов. Хотя стрелочные краны внешне кажутся довольно хрупкими, они способны поднимать грузы весом в десятки тонн. Силовой агрегат таких механизмов - это двигатель, работающий либо на электричестве, либо на жидком топливе.

Кабельные краны в конструктивном плане являются двумя опорами, в промежутке между которыми натянут специальный канат. Подобная техника в современном строительстве используется сравнительно редко, и то только на больших по площади территориях. Грузоподъемность кабельных кранов может достигать 150 тонн. Такая техника широко используется для возведения гидроэлектростанций, дамб, различных гидротехнических сооружений и многих других аналогичных объектов.

Грузозахватными механизмами могут выступать самые разнообразные конструкции. Представлены они чаще всего магнитами, клещами и крюками. Одной из важнейших конструктивных частей кранов является также гибкий орган, выступающий в качестве несущего элемента. Он исполнен чаще всего в виде либо цепи, либо стального каната.

Выбор того или иного типа крана зависит прежде всего от особенностей предстоящих к выполнению задач. Важно знать, что строительные краны рассматриваются как техника, несущая для окружающей среды и особенно для человека повышенную опасность. Поэтому она всегда должна быть под тщательным присмотром независимо от типа.

Статья предоставлена компанией Макрос (www.makroscomp.ru)

Основные сведения о технологических возможностях монтажных машин. К монтажным машинам и подъемно-монтажным устройствам , используемым для монтажа строительных и технологических конструкций, относятся самоходные стреловые и башенные краны и различного рода подъемно-монтажные устройства типа домкратов, вантовых кранов, монтажных стрел, шевров и т. д. В отдельных случаях для этих же целей применяют вертолеты в специальном исполнении.

Самоходные стреловые краны выпускают с дизельным, электрическим и дизель-электрическим приводами. Они могут иметь ходовое устройство в виде гусениц, специального шасси на пневмоколесном ходу, специального шасси автомобильного типа, шасси на базе серийных автомобилей.

Чтобы увеличить вылет и высоту подъема крюка стреловых кранов, стандартную стрелу оснащают дополнительными вставками и гуськами или маневровыми горизонтальными стрелами (рис. ХI.3). Получают также распространение башенно-стреловые краны , в которых основную стрелу используют в качестве башни, а клюв длиной 10...40 м - как горизонтально расположенную стрелу. Эти краны более эффективны на монтаже высоких и объемных сооружений.

Гусеничные краны (рис. XI.4) имеют повышенную проходимость и высокую маневренность. Низкое удельное давление (0,6...2,4 МПа) и развитый опорный контур позволяют перемещать кран с грузом на крюке по уплотненным грунтовым покрытиям. Гусеничные краны при расстояниях до 10 км и по грунтовым дорогам транспортируются собственным ходом, при боль ших расстояниях - на трайлерах или железнодорожных рельсовых платформах. Краны грузоподъемностью до 25 т перевозят со снятой стрелой без разборки.

Пневмоколесные краны имеют ходовое устройство в виде специального шасси. В зависимости от грузоподъемности крана шасси имеет от двух до пяти осей, в том числе две ведущие. Пневмоколесные краны выпускают в различных модификациях с диапазоном грузоподъемности 13... 100 т (на наименьшем вылете крюка).

Пневмоколесные краны (рис. ХI.5) в отличие от гусеничных более мобильны и могут перемещаться без груза со скоростью до 20 км/ч.

При подъеме грузов массой более 10 т кран должен работать на выносных опорах, что несколько снижает его маневренность.

Пневмоколесные краны могут передвигаться своим ходом или буксироваться автомобилем (при массе до 35 т) с установленной в транспортное положение стрелой.

Краны на специальном шасси автомобильного типа (рис. ХI.6) используют в основном как монтажные машины. Они имеют многоосное шасси с ведущими и управляемыми осями и могут передвигаться своим ходом со скоростью до 60 км/ч, а также перевозиться в собранном виде или с частичной разборкой (снятие кабины и т. д.) на трайлере или железнодорожных платформах.

Автомобильные краны выпускают на базе серийных автомобильных шасси, они имеют дополнительную раму с выносными опорами, грузоподъемностью 5...10 т. При работе без выносных опор их грузоподъемность уменьшается до 80%.

Автомобильные краны применяют для монтажа легких конструкций в условиях рассредоточенного строительства, на укрупни-тельной сборке конструкций и для погрузочно-разгрузочных работ.

Башенные краны выпускают в виде передвижных, приставных или самоподъемных кранов.

Башенные передвижные краны представляют собой рельсовый свободностоящий поворотный кран с закрепленной в верхней части башни стрелой. Они имеют многомоторный электрический привод с питанием через кабель и токоприемник.

Основными технологическими преимуществами башенных кранов на рельсовом ходу являются их устойчивость в работе и большой вылет крюка, позволяющий монтировать здания при односторонней установке.

У большинства башенных кранов механизмы и противовес расположены на поворотной платформе, что повышает их устойчивость. Краны перевозят в собранном виде на буксире, монтируют и демонтируют их методом самомонтажа и самодемонтажа всего за несколько часов. Башенные краны имеют самоподъемную стрелу, которая поднимает и перемещает груз по горизонтали, или горизонтальную стрелу с грузовой кареткой.

Для массового строительства отечественная промышленность выпускает башенные краны грузоподъемностью 3...10 т на основе универсального параметрического ряда (рис. ХI.7 и ХI.8) и модификации основных моделей кранов.

Приставные башенные краны могут быть в передвижном и стационарном исполнении. Их применяют для монтажа каркасных высотных, компактных в плане гражданских зданий.

В передвижном исполнении эти краны работают как свободно-стоящие до определенной высоты (30...50 м). При большей высоте приставные краны крепят к возводимому зданию с помощью специальных связей по одной на девять секций крана.

На рис. XI.9 показан стационарный приставной кран КБ-573, устанавливаемый на бетонном фундаменте. Его грузоподъемность 10 т на вылете крюка 20 м, 4 т на вылете крюка 40 м при высоте подъема 150 м. Кран имеет 27 секций. Наращивают кран с помощью монтажной стойки, которая приподнимает на высоту секции верхнее плечо башни, а в образовавшийся промежуток специальной лебедкой поднимают и заводят очередную секцию башни.

Самоподъемные башенные краны применяют для монтажа высотных каркасных зданий. Кран с помощью обоймы и специальных выдвижных упорных креплений перемещается, опираясь на каркас возводимого здания, по вертикали с одного монтажного горизонта на другой.

В зарубежном строительстве широко эксплуатируют краны с телескопической башней, устанавливаемой на монтируемом здании.

Для монтажа промышленных и энергетических объектов с тяжелыми сборными конструкциями применяют тяжелые башенные краны на рельсовом ходу грузоподъемностью 10...75 т, имеющие высоту подъема до 100 м и вылет крюка до 50 м.

При работе башенных кранов на рельсовом ходу необходимо тщательно следить за их устойчивостью, не допускать перегрузок.

Козловые краны в основном обслуживают укрупнительную сборку конструкций складских площадок, линий конвейерной сборки блоков покрытий промышленных зданий. Необходимость вписывания возводимого сооружения в габариты крана ограничивает область их применения монтажом четырех-пятиэтажных зданий из объемных элементов и некоторых других сооружений.

В строительстве используют также жесткие стреловые краны (жестконогие краны), установленные на конструкциях возводимого здания, вантовые краны грузоподъемностью 5...200 т, мачты, шевры, порталы и различного рода монтажные стрелы.

Для подъема цельнособранных оболочек, блоков структурных покрытий, карт перекрытий зданий, возводимых методом подъема перекрытий, применяют различные конструкции гидравлических и электромеханических подъемников .

Вертолеты , выполняют монтажные и демонтажые работы в основном при строительстве высотных сооружений, недоступных для наземных монтажных кранов, а также транспортно-монтажные работы в условиях бездорожья.

При работе вертолетов на монтаже следует учитывать, что ограниченное время зависания вертолета над объектом (1...3 мин) затрудняет точную установку конструкций, а внешняя подвеска грузов делает его недостаточно устойчивым. Кроме того, создаваемые вертолетами ветровые потоки осложняют монтаж.

Применение вертолетов на монтажных или транспортно-монтажных работах в каждом отдельном случае следует обосновывать технико-экономическими расчетами.

Козловые краны

Козловый кран представляет собой крановое сооружение с горизонтальным пролетным строением (фермой, мостом), установленным на двух высоких опорах, по которому перемещаются таль, грузовая тележка, поворотный кран или иное грузоподъемное устройство. В зависимости от назначения, грузоподъемности и пролета козловые краны имеют различное конструктивное исполнение.

Пролетное строение козловых кранов выполняется в виде четырехферменной или двухбалочной конструкции. Последняя может состоять из двух балок двутаврового или коробчатого сечения. Опорные нота козловых кранов обычно делаются жесткими, но в некоторых моделях одна из ног присоединяется к пролетному строению шарнирно (гибкая нога).

Козловые краны разделяются на краны общего и специального назначения.

Краны общего назначения (рис. 36) предназначаются преимущественно для погрузочно-разгрузочных и отчасти монтажных работ на открытых складах и на площадках укрупненной сборки. Грузовые тележки кранов могут быть одно- или двух-рельсовыми; двуярельсовые тележки перемещаются обычно по верхнему поясу пролетного строения и могут иметь канатную тягу.

Рис. 36. Козловый кран общего назначения:
1 - мост; 2 - жесткая опора; 3 - шарнирная опора; 4 - грузовая тележка; 5 - траверса; 6 - грузовой крюк; 7 - ходовые тележки; 8 - лебедки для подъема груза; 9 - лебедка для передвижения тележки; 10 - кабина управления

Козловые краны общего назначения обычно изготовляются по одинаковой конструктивной схеме, отличаясь в основном лишь пролетом и грузоподъемностью. В зависимости от этих параметров различают краны легкие грузоподъемностью 5-10 г, среднего типа грузоподъемностью до 20 г с пролетом до 40 м и тяжелого типа грузоподъемностью 30-50 т и пролетом 20- 40 м. Длина консолей для кранов консольного типа принимается в пределах 0,25-0,35 пролета. Скорость подъема груза составляет 8-32 м/мин. Скорость передвижения грузовых тележек- до 40 м/мин и скорость передвижения крана до 100 м/мин. Высота подъема груза - в пределах 4-25 м в зависимости от габаритов грузов.

К достоинствам козловых кранов общего назначения относятся простота конструкции и изготовления, возможность перекрытия одного или нескольких железнодорожных путей, складских или производственных площадок.шириной до 40 м, а также невысокая стоимость самого крана и подкрановых путей.
Козловые краны специального назначения (рис. 37) отличаются от кранов общего назначения своей конструкцией и основными параметрами. Их грузоподъемность достигает, 200-400 т, пролет -до 76 м, высота подъема грузового крюка - более.60 м.

В гидростроительстве козловые объемлющие краны большой грузоподъемности найдут применение при сооружении низко- и средненапорных ГЭС из сборного железобетона с массой сборных элементов до 150 г и более. Имея постоянную грузоподъемность в пределах всего поперечного ‘профиля сооружения, козловые объемлющие краны наиболее просто решают всю технологию монтажа таких сооружений.

Еще более эффективными при пролетах 80-100 м и грузоподъемности порядка 150 г могут оказаться кабельно-мостовые

Рис. 37. Козловый кран специального назначения:
1 - мост; 2 - грузовая тележка; 3 - нога; 4 - ходовые тележки

объемлющие конструкции кранов, в которых к концам жесткого пролетного строения прикреплены канаты для передвижения грузовых тележек.

Кабельные краны

Кабельные краны в гидростроительстве используют при безэстакадном способе работ в труднодоступных участках, а также при возведении низко- и средненапорных гидросооружений в разнообразных топографических условиях и различных вариантах компоновки сооружений в плане.

Рис. 38. Схемы кабельных кранов:
а - устройство крана; б - неподвижный кран; в - параллельно-подвижный кран; г - радиально-подвижный кран

Пролет современных кабельных кранов-бетоноукладчиков достигает 1200 м, что позволяет размещать их опорные башни вне пределов строящегося сооружения и вести монтаж крана до начала земляных, бетонных и монтажных работ, обеспечивая широкие возможности их совмещения.

Кабельный кран (рис. 38, а) состоит из двух стационарных или передвижных опор, между которыми подвешен несущий стальной канат; по канату перемещается тележка с блоками подъемного механизма и крюковым или грейферным захватом. Тележка перемещается при помощи связанного с ней тягового каната, образующего замкнутую петлю. Для подъема груза используется подъемный канат, один конец которого обычно закрепляется на одной из отгор крана, а второй - в барабане лебедки, установленной на противолежащей опоре. В пролете подъемный канат опирается на поддержки.

Основными параметрами кабельных кранов являются грузоподъемность, пролет, скорости подъема груза и передвижения тележки, высота опор (мачт или башен).

Грузоподъемность кабельных кранов-бетоноукладчиков колеблется в пределах 15-25 т; для монтажа тяжелых элементов в зарубежной практике применялись краны грузоподъемностью до 150 т.

Длина пролета кабельных кранов в современной практике гидростроительства обычно колеблется в пределах 500-1000 м.

Скорости подъема груза и передвижения тележек (в м/мин) колеблются в пределах:
подъема груза – 50-100
опускания груза – 120-135
передвижения тележки – 200-400
передвижения опор крана – 15-30

По степени подвижности опор кабельные краны подразделяются на неподвижные и подвижные. У неподвижных кранов опоры закреплены на фундаменте (рис. 38, б); кран обслуживает узкую полосу под несущим канатом.

У подвижных кабельных кранов опоры расположены на тележках, передвигающихся по рельсовым путям. Подвижные кабельные краны могут быть:
а) параллельные (рис. 38, в)-с движением обеих опор по параллельным рельсовым путям; краны обслуживают в плане прямоугольные площади;
б) радиальные (рис. 38, г)- с одной неподвижной опорой и другой подвижной, передвигающейся по рельсу по дуге окружности.

Неподвижная опора может быть использована для нескольких радиальных кабельных кранов, при этом их подвижные опоры могут передвигаться по одному или нескольким концентрически уложенным рельсовым путям (многониточные краны).

По способу натяжения несущего каната различают краны с жестким креплением каната к опорам при помощи концевых муфт и краны с натяжением несущего каната весом качающейся опоры.

Краны предназначены для подъемов грузов и подачи их к месту разгрузки, а при монтаже - для подачи деталей к месту установки их в проектное положение в вертикальном и горизонтальном направлениях. Типаж кранов применяемых в народном хозяйстве разнообразен. Для цели строительства используются следующее виды кранов:

1) легкие переносные - подъемники используемые в основном для подъема груза по вертикали и в отдельных на небольшое расстояние по горизонтали;

2) стационарные краны для подъема и перемещения грузов по вертикали и горизонтали в пределах радиуса окружности описываемой стрелой;

3) башенные краны (передвежные, стационарные (приставные), самоподъемные) служат для подъема грузов и перемещения их по горизонтали;

4) самоходные стреловые краны применимые для монтажных и погрузочно-разрузачных работ (они обладают высокой мобильностью и практически не ограниченной зоной обслуживания);

5) козловые для подъема и перемещения и монтажа конструкции (пределы их рабочей зоны ограниченные пролетом крана и длинной его перемещения;

6) кабельные краны применяемые на таких строительных объектах где приходиться перемещать грузы на большие расстояния, кроме того используют специальные краны-плавучие, летающие (вертолеты) трубоукладчики;

7) портальные и железнодорожные краны;

Все краны обозначают индексами из буквенной и цифровой части. Буквенная часть обозначает группу крана, например: КБ - кран башенный; АК - автомобильный кран; МКГ,МКП,МКА - монтажный кран гусеничный/ пневмоколесный/ автомобильный; СКГ - специальный кран гусеничный. В цифровых обозначениях указывается грузоподъемность, например МКГ20 - монтажный кран гусеничный грузоподъемность 20 т. Однако для более полной характеристики стреловые самоходных кранов введена следующая индексация кранов по схеме рис.41.

Индексация состоит из двух букв КС - кран самоходный и 4-х цифр. Цифровая часть после букв обозначает основные данные о кране в следующем порядке 1- размерная группа характеризующая грузоподъемность крана (составлена в соответствии с типо размерными рядами); 2 - тип ходового устройства; 3 - характер подвески: канатная, жесткая и др.; 4 - порядковый номер модели крана. Так как конструкции кранов все время совершенствуется, производится из модернизация, то кроме указных после перечисленных индексаций то может указываться очередная модернизация (а, б, в), а так же указывается специфические данные крана, например: климатические исполнение (северное ХЛ, тропические ТВ). Схема индексации крана выпускаемые в РФ на рис.42.

Рис.42.

В индекс крана входят буквенные и цифровые обозначения. Буквы перед цифрами обозначают: КБ кран башенный; КБМ - кран башенный модульный; КБР- кран башенный для ремонта зданий; КБГ- кран башенный для гидротехнического строительства. Первая цифра обозначает размерную группу по грузовому моменту, следующая цифра является порядковыми номерами базовой модели, следующие цифры - порядковый номер исполнения, очередная модернизация и климатическое исполнение. Номера от 00 до 69 дают с поворотной башней, а с 70 до 79 с неповоротной, например: КБ405.1А - кран башенный 4 размерной группы с поворотной башней, первое исполнение, 1 модернизация для умеренного климата.

Краны состоят из рабочих органов остова, ходовой рамы, поворотной части, башни, стрелы, механизма подъема и опускания груза, механизма подъема и поворота стрелы, механизма перемещения крана, рабочих органов, аппаратуры управления и контроля грузоподъемности и высоты подъема. В зависимости от типа и назначения кран может иметь все перечисленные составные чести или только некоторые из них. Основными параметрами кранов является: грузовой момент (тс*м), равный произведению веса понимаемого груза на плечо; вылет стрелы, м; высота подъема груза, м; скорости подъема и опускания груза, м/с; скорость передвижения крана, м/с;

Для стреловых кранов вместо грузового момента используются грузоподъемность, тс, а так же радиус сил, м, а так же в козловых кранов длинна пролета.

Рабочий орган кранов представляет собой грузозахватное устройство для единичных или группы грузов(крюки, траверсы, захваты и тд), либо емкости в которых размещают грузы (ковши, бадьи, грейферы).

Следует размещать 2 вида рабочих органов:

1. Представляющие собой грузозахватные устройства и как правило являющиеся постоянной составной часть машины, например крюк.

2. Дополнительно подвешивающиеся к грузозахватным устройствам машины (оснастка), грузы и емкости подвешиваются к крюкам или скобам при помощи цепных или канатных стропов или траверз, захватов.

Рис.43

Крановые механизмы могут приводится каждый отдельным двигателем (многомоторный или индивидуальный привод) или один привод сообщает движение всем механизмам или группе механизмов (одномоторный или групповой привод). Основные механизмы кранов с многомоторным приводом построены на одном принципе: электродвигатель через зубчатую передачу (редуктор) сообщает вращение исполнительным элементам.

Строительные краны.

Легкие переносные краны.

Применяют при выполнении сравнительно малых объемов работ и при необходимости поднимать и перемещать грузы массой до 1 т на расстояние до 4 м. Их преимущество: возможна их установка не только на земле, но и на здании, а так же легкий вес, что делает их переносными. Один из таких кранов КЛ-1а (Рис.44).

Рис.44.

Он состоит из основания 1 и поворотной платформы 2, на которой смонтировано лебедка 5, стрела 7 и плиты противовесы 3. Мощность двигателя 3 кВт, поворот крана осуществляется в ручную рычагом 8, для стопорения используется тормозное устройство управляемое ручкой 4. Изменение вылета стрелы осуществляется стреловым канатом 6. Скорость подъема груза этого крана 0,7 м/с.

Консольные балочные краны (рис.44 б) применяют для подачи материалов внутрь здания через оконные проемы при отделочных, ременных и сантехнических работах. Их грузоподъемность до 0.1 т вылет стрелы до 3 м, высота подъема 60-70 м, средняя скорость подъема грузов 0,25 м/с. Такой кран состоит из вертикальной стоики 2 устанавливающуюся внутри помещения, и стрелы по которой движется тележка с крюком, груз поднимается электрической лебедкой, грузовая тележка перемещается вдоль стрелы при помощи ручной лебедки.

Стационарные краны.

К ним относятся мачтовые краны, которые наиболее просты по конструкции, их особенностью является независимое исполнение металлоконструкции механизма. Одним из видов мачтовых кранов является кран-мачты, состоящий из мачты и стрелы прикрепленной к мачте, верхней или средней ее части. Мачтово-стреловой квантовый кран изображен на рис.45.

Рис.45.

На пяти 1 установлена мачта 2, которая удерживается квантами 3, крепящимися о головку 4 мачты. Установка крана на пяте и оголовок позволяют поворачивать мачту, к основанию мачты шарнирно прикреплена стрела 6, верхней конец которой подвешен на стрелоподъемном полиспасте. Эти краны применяют для монтажа тяжелого оборудования, их грузоподъемность до 40 т, на рис.45 б,в показана конструкция опор мачтово-стреловых кранов. К недостаткам их относятся, то что они устанавливаются стационарно, что ограничивает их область применения, их используют в основном на складах строительных материалов и изделий, и при монтаже крупных оборудования. Достоинство простота и большая грузоподъемность.

Кабельные краны (рис.46).

Применяют при строительстве платин, мостов, промышленных зданий и на крупных складах.

Кран состоит из 2 опор между опорами натягивается катан по которому движется тележка с полиспастом, канат может закрепляться неподвижно или натягиваться весом контр груза. Натяжение каната может осуществлять дополнительно наклоном одной из опор. Опоры бывают неподвижными, тогда они закрепляются на фундаменте и раскрепляются расчалками, при такой конструкции кран обслуживает только узкую зону, у подвижных кранов опоры передвигаются по рельсовым путям, при чем могут двигаться обе опоры параллельно (рис.46) или одна опора закреплена неподвижна, а другая передвигается по рельсу проложенному по дуге окружности. Для погрузочно-разгрузочных работ применяют кабельные краны грузоподъемностью от 1,5 до 25 т с пролетом до 250 м.

Рис.46.

Башенные краны.

Применяют в качестве одного из основных из грузоподъемных устройств в жилищном и промышленном строительстве (рис.47).

Рис.47.

Башенные краны делятся:

· Передвижные (Рис.47, а) - передвигающиеся по прямолинейным наземным или криволинейным рельсовым путям;

· Стационарно-приставные - прикрепляемые к возводимому объекту (Рис.47, б);

· Вертикальные - подвижные самоподъемные (Рис.47, в).

Башенные краны различают по типу башен:

· краны с повторной башней (Рис.47, г);

· с не поворотной (Рис.47, д);

А так же по типу конструкции стрелы на краны:

· с подъемной стрелой (Рис 47, 3);

· с балочной стрелой (Рис.47, ж);

Передвижные башенные краны различают по типу ходового устройства:

· Рельсовые;

· автомобильные;

· пневмоколесные;

· гусеничные;

Наиболее широко применяют краны на рельсовом ходу, так как они просты в эксплуатации и обеспечивают высокую безопасность работы. Башенные краны имеют высокую маневренность, большое подкрановое пространство и высокое расположение стрелы.

Краны применяемы в жилищном и гражданском строительстве имеют грузоподъемность 3-8м, наибольшей вылет стрелы 25 м, высота подъема груза 30-50 м, скорость подъема груза 0,3-1 м/с, скорость передвижения крана от 0,55-0,5, частота вращения поворотной части от 0,5-07 об./мин.

Краны для промышленного строительства выпускают грузоподъемность 10 м и более, с вылетом стрелы 15-45 м, высотой подъема 50-80 м. У этих кранов скорость подъема груза от 0,16- 1 м/с, скорость передвижения в 2-2,5 ниже скорости передвижения кранов для гражданского строительства (0,16-0,2 м/с). Частота поворотной части 0,2-0,4 об./мин.

Приставные краны (Рис.47, б) выпускают грузоподъемностью 6,3;8;10;12,5 т, с вылетом стрелы до 45 м, с высотой подъема до 150 м. Они имеют скорость подъема груза 0,33-1,5 м/с. Скорость изменения вылета стрелы 0,5 м/с, частато вращения поворотной части 0,5-0,7 об./мин.

Наиболее часто применяют краны с поворотной башней, у них центр тяжести находиться ниже, чем у крана с неповоротной башней, с поворотным оголовком, так как большинство грузов расположено у основания крана. Благодаря этой особенности масса крана с поворотной башней меньше, чем с неповоротной. Эти краны проще монтировать, демонтировать, транспортировать.

Башни таких кранов при нагрузке меньше деформируются, что приводет к меньшей раскачки груза. Кран с поворотной башней (Рис. 47, г) состоит из трубчатой или решетчатой башни 1, закрепленной на опорно-поворотной устройстве 2, на который установлен противовес 3, в верхней части башни монтируются распорка 4 для направляющих роликов, оголовок 5, на башне закреплена стрела 6.

На кране с балочной стрелой и неповоротной башней противовес размещается на консоли 7 (Рис.47, д).

Простота монтажа и демонтажа, возможность монтировать и демонтировать эти краны без разборки на отдельные узлы делает их особенно эффективными.

Краны с подъемной стрелой, у которых вылет стрелы осуществляется ее наклоном более просты по конструкции, но к недостаткам их надо отнести, то что у них нельзя полностью использовать подкрановое пространство. Наименьший вылет стрелы у них составляет до 30% от наибольшего. При таком креплении стрелы трудно достигнуть точной наводки элементов конструкции, итак как при подъеме или опускании стрелы груз перемещает, как вертикально, так и горизонтально.

В кранах с балочной стрелой перемещение груза требует меньших усилий, но маневренность таких кранов ниже, чем у кранов с подъемной стрелой.

Стационарный (приставные) (Рис.47, б) КБ устанавливают на фундаменте и обслуживают площадку с одной стоянки. Самоподъемные башенные краны применяют главным образом при строительстве много этажных и высотных зданий.

На рис.48 представлены наиболее детальные схемы башенных кранов с поворотной башней и подъемной стрелой, и с неповоротной башней и балочной стрелой.

Монтаж и демонтаж башенных кранов с поворотной башней может осуществлять без их разборки на отдельные сборочные единицы. Для этого используют механизмы крана. Демонтаж КБ с поворотной башней осуществляют в следующей последовательности: стрелу крана опускают в крайнее нижнее положение, после чего разъединяют среднюю простейшую секцию стрелы, эти секции прикрепляют к башне, затем ее разъединяют в основании и опускают.

Башню со стрелой 1 укладывают на домкрат, поворачивают тележку и под тележку крана подводят ось 2 с автомобильными колесами, после чего передвижную часть крана подводят тягачом 3 и опускают домкрат. В таком виде кран транспортируют.

Монтаж крана осуществляется в обратном порядке.

Эксплуатация башенных кранов допускается только после их освидетельствования в включающего осмотр, статистические и динамические испытания и согласно правилам ГОСГОРТЕХ надзором.

Козловые краны.

Широко применяются для монтажно-тяжеловесного оборудования, для подачи строительных материалов и строительных конструкций при возведении сооружений. Эти краны имеют грузоподъемность 1-500т, козловой кран показан на рис.50.

Рис.50.

Кран состоит из мостовой балки (фермы), которая описается на две опоры, установлены на ходовые рельсовые тележки. По мостовой балке передвигается тележка с подъемным механизмом или элекроталями. Кран обычно управляют из кабины. Эти краны прости по конструкции, устойчивы, имеют канатную грузоподъемность и высоту подъема по всей рабочей зоне. Длина пролета козловых кранов между опорами 10-50 м, высота достигает 30 м.

Мостовые краны (рис.51).

Рис.51.

Используются для монтажа оборудования и технологических операций в цехах промышленных предприятий.

Стреловые самоходные краны.

Краны с собственным приводом для свободного перемещения по метсности называются самоходными. На этих кранах устанавливаю стреловое или башенно-стреловое оборудование, Они предназначены для выполнения строительно-монтажных и перегрузочных работ.

Самоходные краны разделяют по грузоподъемности:

· легкие (до 10т);

· средние (10-25т);

· тяжелые (25 и более);

На специальных монтажных работах используются краны грузоподъемностью 250 т. По конструкции ходового устройства делятся:

· гусеничные;

· пневмоколесные;

Последние разделяются на краны: автомобильные, ходовым устройством служит масса автомобиля и краны на специально ходовом устройстве виде специальных шасси (Рис.52).

Автомобильные краны предназначены для монтажа строительных конструкций, ремонтных работ, погрузки и разгрузки штучных грузов и при оборудовании грейфером. Привод механизмов кранов осуществляется от двигателя автомобиля.

Автомобильные краны отличаются: высотой, маневренностью и относительно высокой скорость передвижения (до 60 км/ч без груза), что позволяет применять их для выполнения рассредоточенных работ. Скорость передвижения крана с грузом не превышает 5 км/ч.

Различают автомобильные краны: канатной подвеской стрелового оборудования и механическим и электрическим или гидравлическим приводом, а так же гидравлические краны с жесткой подвеской гидравлического оборудования (Рис.53).

На шасси грузового автомобиля 1 вместо кузова устанавливается платформа 4, и на ней опорно-поворотное устройство 5 с поворотной рамой 8. На раме 8 установлен механизм подъема и опускания груза и стрелы, механизм поворота рамы и стрелы реверсивный распределительный механизм, противовес 9, кабина 15, выносная опора 3, крепящаяся к платформе 4, которая служит для увеличения устройства крана от опрокидывания. Для безопасности работы крана на стреле установлен блок 17 автоматической сигнализации опасных напряжений, предупреждающей о приближении стрелы на опасное расстояние (не более 1 м).

Кран оснащен автоматическими ограничителями подъема клюка и вылета стрелы, а так же устройствами сигнализирующими о предельных значениях крана.

Привод механизма крана осуществляется от основного двигателе через коробку отбора мощности 2.

Специальные краны.

К таким кранам относят:

· Краны трубоукладчики (Рис.54);

· Плавучие краны (Рис.55);

· Портальные краны (Рис.56);

· Железнодорожные (Рис.57);

· Летающие краны (вертолеты);

Рис.54.

Рис.55.

Рис.56.

Рис.57.

Транспортирующие машины.

Конвейеры.

Конвейеры применяют для транспортирования гравия, щебня, цемента, кирпича, бетонных смесей, грунта, дробленного камня и др. материалов в пределах строительной площадки, заводов строительных деталей и карьера.

Эти машины подразделяются на группы:

1) конвейеры или транспортеры (ленточные, цепные, винтовые, роликовые, вибрационные, а так же элеваторы);

2) подвесные канатные дороги;

3) пневматические транспортные устройства;

4) самотечные гравитационные устройства;

Ленточные конвейеры они делятся на:

· передвижные;

· стационарные;

Они просты по конструкции, имеют сравнительно не большую металлоемкость, позволяют транспортировать грузы на расстояние от нескольких метров до нескольких километров. Их производительность от 10 до 20т/час. Ленточный конвейер (рис.58) представляет собой бесконечную ленту огибающую два барабана один из которых является ведущим, а другой ведомым. Превращение ведущего барабана 3, лента 4 под действием сил трения приводиться в движение, далее между ведущим 3 и ведомым 6 устанавливают роликовые опоры поддерживающие верхние и нижние ветви ленты, не давая ей провисать.

Рис.58.

Грузы укладывают на ленту. Лента конвейера должна быть достаточно прочной, так как она является не только органом несущим груз, но и тяговым элементом. Кроме того она должна обладать такими свойствами, что бы сцепляемость (коэффициент трения между лентой и барабаном, а так же между лентой и транспортируемым материалом) была наибольшей. Этим требованием отвечают ленты выполненные из нескольких слоев хлопчатобумажной ткани, которой связаны между собой слоями резины и покрыты резиной. Такие ленты применяются при температуре от +50 до - 15°С. При температуре выше +50 и ниже -15 используют соответственно теплостойкие и морозостойкие ленты. Более прочные являются ленты со слоями ткани из нейлона и других искусственных волокон. Особо прочные ленты выполняют с каркасом из стальных трусиков, что позволяет уменьшить провисание и удлинить длину конвейера. Привод ведущего барабана 3 осуществляется от электродвигателя 1 через редуктор 2 установленный на раме (рис.58). Загрузка и разгрузка конвейера выполняется загру9очными и разгрузочными устройствами, конструкция которых зависит от вида транспортируемых материалов. Сыпучие и среднекусковые материалы загружаются на конвеер при помощи воронок и направляющих лотков, а штучные грузы при помощи направляющих. Для сбрасывания материалов с конвейера служит скребковые сбрасыватели. В зависимости от вида груза задается ленте различная скорость, обычно в пределах от 0.5 до 2 м/с. Ленточные конвейеры позволяют перемещать грузы при прорезиненной ленте под углом до 20°. Производительность ленточного конвейера:

П=3600FVγ , м3*час (23), где

F – площадь сечения материала, расположенного на ленте, м 3 ;

γ – насыпная масса материала, m/м 3 ;

V – скорость движения ленты, м/с;

Площадь F зависит от угла естественного откоса, от формы ленты и угла наклона α.

Цепные конвейеры.

Цепным конвейерам относятся:

· Пластинчатые;

· Скребковые;

· Ковшовые;

Пластинчатые конвейеры (рис.59) применяют для транспортирования горячих, острокромчатых, кусковых и штучных материалов.

Рис.59.

Тяговые органы пластичных конвейеров две бесконечные цепи, которые устанавливаются на ведущих и ведомых звездочках, цепям крепят настилы из гладких или фигурных металлических пластин. Скорость перемещения пластин, а следовательно и грузов на пластинчатом конвейере меньше, чем у ленточных и составляет от 0.05 до 0.5 м/с. Пластинчатые конвейеры позволяют перемещать груз под углом до 30°. Их производительность подсчитывается так же как для ленточных.

Скребковые конвейеры (рис.60) отличаются от пластинчатых тем, что тяговые цепи помещены в открытом желобе и на них вместо пластин закреплены скребки. Скорость скребковых конвейеров от 0.1 до 0.5 м/с, длинна не более 50-60 м. К недостаткам этих конвейеров является быстрый износ тяговых цепей при транспортировании сыпучих материалов оказывающих абразивное воздействие на цепи.

Рис.60.

Ковшовые конвейеры (нории).

Применяют для подъема материалов по вертикали или круто наклонном направлении на высоту до 50 м. На бесконечной цепи (рис.61, а) установлены на 2-х звездочках или бесконечной ленте установленной на 2х- баранах закрепляют рабочие органы - ковши. На таких элеваторах можно транспортировать как сыпучие, так и кусковые материалы. Эти конвейеры бывают быстроходные 1,25-2 м/с и тихоходные 0.4 - 1 м/с. На этих элеватора используются ковши с цилиндрическими днищами и остроугольные с бортовыми направляющими.

Рис.61.

Винтовые конвейеры (шнеками).

Применяют их для транспортирования цемента гравия песка шлака и других материалов на расстояние 30-40 метров под углом до 20°, но иногда их используют для вертикального транспортирования. Винтовой конвейер (рис.62) представляет собой винт заключенный в кожух (желоб).

Рис.62.

Превращение винта материал перемещается вдоль его оси. На рис. 63 показаны типы винтов.

Рис.63.

Вибрационные конвейеры.

Для транспортирования сыпучих материалов, применяют вибрационные устройства. При вибрации значительно уменьшается трение между частицами сыпучих материалов. Цемент и др. сыпучие материалы приобретают свойства жидких тел, а бетонные смеси более жидкую консистенцию. Достаточно желобу или трубе принять небольшой уклон и сообщить им колебания что бы находящийся материал начал перемещаться по уклону. На рис.64 показаны вибро желоб для подачи бетонной смеси или раствора выгружаемых из автомобиля к месту укладки. В зависимости от жесткости смеси угол наклона такого желоба от 5 до 15°, производительность вибро желоба может достигать 100 м 3 в смену.

Рис.64.

Вибро конвейеры применяют так же для перемещения материалов на заводах строительных деталей, на складах строительных материалов. Материалы могут транспортироваться под углом не только в низ, но и вверх. Общий вид вибро конвейера показан на рис. 65, а, а схема работы на рис.65, б.

Предположим,что желоб или труба занимает положение 1 (рис. 65), далее при вибрировании желоб при каждом колебании переходит из положения 1 в положение 2, а частица находящаяся в положение (а) переместится в (б).

К недостаткам вибрационных конвейеров является сравнительно малый моторесурс вибровозбудителей, сложность наладки, неизбежность резонансного режима при остановке.

Захваты) стали делать металлическими. В 20-х гг. XIX века появились первые цельнометаллические подъёмные краны, сначала с ручным , а в 30-е гг. - с механическим приводом. Первый паровой стационарный кран, был запатентован в 1827 г.

Рабочий цикл

Рабочий цикл крана состоит из трёх этапов:

  1. захват груза;
  2. рабочий ход (перемещение груза, разгрузка);
  3. холостой ход (возврат грузоподъёмного механизма в исходное положение).

Рабочий и холостой ход на диаграммах движения имеют также три характерных участка: разгон, установившееся движение и торможение. Причем, очень важное значение имеют участки разгона и торможения, так как именно в эти моменты и возникают динамические нагрузки.

Конструкция подъёмного крана

Конструкция подъёмного крана включает в себя:

  • металлоконструкцию , составляющую основу крана. По сути, все, что мы видим в кране, относится к металлоконструкции - пролёты, опоры, стрелы и т. д. Металлоконструкции бывают коробчатого (на большинстве автокранов и мостовых кранов) и решётчатого сечения (в основном бaшeнныe кpaны). В зависимости от этого меняются условия эксплуатации и надзора, способ производства и расчёты при проектировании. у каждого из этих видов имеются как плюсы, так и минусы. Применение конкретного типа выбирается согласно техническим, технологическим и другим требованиям. Следует отметить, что в принципе эти два вида взаимозаменяемы, но следует оценивать и адекватность их применения к условиям эксплуатации и задачам.
  • механизм подъема груза, состоящий из гибкого подъёмного органа (стального каната или цепи), грузозахватного устройства (крюк, петля, грейфер и т. д.) и грузовой лебёдки. Для обеспечения безопасности в работе грузоподъёмный механизм оснащается различными ограничителями (грузоподъёмности, грузового момента, хода грузозахватного органа);
  • грузозахватный орган, может быть не автоматического действия (крюк, петля) или автоматического действия (электромагнит, пневматический присос, спредер и др.).

Также подъёмный кран может быть оснащен механизмами передвижения грузовой тележки, изменения вылета стрелы, вращения несущего элемента вокруг опоры, и т. д. Краны-штабелёры оснащаются механизмом вращения колонны. Все без исключения краны, зарегистрированные в Ростехнадзоре, снабжаются ограничителями грузоподъемности или грузового момента, которые также могут иметь работомеры для сбора информации о поднимаемых грузах.

Классификация подъёмных кранов

для начала следует отметить, что приведенная классификация не может отражать полноценно все существующие виды кранов, так как многие находятся на границах представленных пунктов, или же сочетают их.

По конструкции

Грузоподъёмные краны по конструкции можно разделить на следующие основные типы:

Стреловые краны Грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке перемещающейся по стреле. К ним относятся башенные, портальные, полупортальные, стреловые краны и др. Краны мостового типа Несущая конструкция имеет вид моста с передвигающейся по ней тележкой или электроталью. К ним относятся мостовые, козловые, полукозловые, консольные краны, мостовые перегружатели и др. Краны с несущими канатами Грузозахватный орган, подвешен к грузовой тележке, перемещающейся по несущим канатам, закрепленным в опорах. Краны штабелёры Грузоподъемные краны, оборудованные вертикальной колонной с перемещающимся по ней устройством для штабелирования грузов.

По возможности перемещения

Кран стационарный неподвижно закреплён на основании, не имеет возможности перемещения. Кран радиальный имеет возможность перемещения по кольцевому пути относительно стационарной опоры. Радиальные краны используются на складах круглой или секторной формы. Кран переставной закреплён на основании и имеет возможность перемещения при помощи грузоподъёмных машин или вручную. Кран самоподъемный используется при строительстве. Устанавливается на конструкциях строящегося здания. По мере возведения сооружения кран поднимается вверх при помощи специальных механизмов. Кран быстромонтируемый башенный кран, монтируемый на объекте с помощью собственных механизмов, без верхолазных работ и с оперативным временем монтажа не более 30 мин. Кран передвижной имеет возможность передвижения. Виды передвижных кранов: Самоходный кран (имеет возможность передвижения во время работы и транспортировки груза за счёт подвода электроэнергии с помощью следующих систем: троллейный шинопровод, контактный рельс , подвесные кабельные системы, кабельный барабан с пружинным или моторным приводом, система бесконтактной передачи энергии); Прицепной кран (перемещается буксиром с помощью прицепа).

По типу привода

Ручной привод используются при перемещении грузов на небольшие расстояния и при низких темпах работы. Электрический привод в кранах с электроприводом используются главным образом электрические двигатели переменного тока , однако при необходимости плавного регулирования скоростей используются электродвигатели постоянного тока . Гидравлический привод компактен, позволяет осуществить бесступенчатую регулировку скоростей крана, но имеет невысокий КПД . Пневматический привод используются в основном при работе в пожароопасных и взрывоопасных средах. Оснащённые двигателем внутреннего сгорания используются в кранах, работающих независимо от электросети: передвижные автомобильные, железнодорожные, гусеничные, плавучие.

По степени поворота

По степени поворота подъёмного крана различают два вида:

Поворотный кран имеет возможность вращения относительно опоры. Поворотные краны могут быть полноповоротными (угол вращения более 360º) и не полноповоротными (угол вращения менее 360º). Не поворотный кран не имеет возможности вращения относительно опоры.

По типу опоры

По типу опоры краны делятся на: опорные, подвесные, пневмоколесные, автомобильные, рельсовые, железнодорожные, тракторные, краны на гусеничном ходу, краны на колёсном ходу, краны на специальном шасси.

По типу грузозахватного органа

Портовый кран с грефером

Крюковые краны грузозахватным органом крана является крюк . это самое простейшее и старое устройство, которое широко применяется практически во всех типах кранов. Грейферные краны грузозахватным органом крана является грейфер Магнитные краны грузозахватным органом крана является электромагнит Клещевые краны грузозахватным органом крана являются клещи Контейнерные краны грузозахватным органом крана является спредер

Также существуют краны штыревые, краны-штабелёры , краны литейные, стрипперные краны, посадочные краны, колодцевые краны, магнитно - грейферные краны, ковочные краны, и т. д. Грузозахватный орган выбирается в зависимости от особенностей груза.

Конструктивные особенности

Кран с подвешенной люлькой (Алма-ата)

  • Кран стрелового типа : несущий элемент стрела. Грузозахватный орган подвешен непосредственно к стреле, либо к перемещающейся по стреле грузовой тележке.

Разновидности крана стрелового типа: кран стреловой самоходный, кран портальный, кран мачтовый, кран консольный, кpaн бaшeнный, кран плавучий, кран велосипедный.

  • Кран мостового типа : представляет собой разновидность подъёмного крана, имеет конструкцию, выполненную в виде опорного или подвесного моста. Несущие элементы опираются непосредственно на крановый путь. Мост (несущая балка) перемещается по рельсам, уложенным на стенах зданий или на эстакадах вне здания. Разновидности крана мостового типа:
    • кран мостовой опорный,
    • кран мостовой подвесной,
    • кран козловой,
    • кран полярный.
  • Кран кабельного типа : несущий элемент канаты, закреплённые на двух опорах. Грузозахватный орган подвешен к перемещающейся по канатам грузовой тележке. Опоры крана могут быть стационарными или передвижными.

Область применения

  • Кран мостовой : относится к типовому оборудованию производств цехов, электростанций , закрытых и открытых складов . Грузоподъёмность его достигает 500-600 т., пролёты (расстояния между осями подкрановых рельсов) - 50 - 60 м. Возможная высота крана (высота подъёма груза) - 40 - 50 м и в специальном исполнении до 500 м; скорость движения моста (рабочее движение) - 30 - 160 м/мин, грузовой тележки - 10 - 60 м/мин, подъёма груза до 60 м/мин.
К мостовым кранам общего назначения относят крюковые, магнитные, грейферные и магнитно-грейферные краны.
  • Кран однобалочный (опорный и подвесной): в качестве грузовой тележки имеет самоходную электрическую таль (тогда называется кран-балкой) или полноценную тележку, оборудованную механизмом подъема груза и передвижения. К особой группе относят металлургические мостовые (литейные, завалочные, колодцевые, для «раздевания» слитков и др.), которые оборудованы специальными грузозахватными устройствами и специальными механизмами для управления ими.
  • Кран-штабелёр (разновидность мостовых кранов) с грузовой тележкой, имеющей вертикальную поворотную колонну, по которой перемещается вилочный захват, несущий пакет груза на поддоне и позволяющий производить укладку и разбор пакетных штабелей. В последнее время краны-штабелеры выполняют с автоматическим управлением, что позволяет уменьшать время обработки груза.
  • Башенный кран : используется преимущественно при гражданском, промышленном и гидротехническом строительстве (строительные), а также для обслуживания открытых стапелей и достроечных работ в судостроении , позволяет быстро осуществлять их монтаж и демонтаж и перевозку автотранспортом. Самые распространённые в регионах - КБ-403, КБ-405, КБ-408. В 2004 г. по России было зафиксировано в Росстате 8 предприятий-производителей башенных кранов г/п свыше 5 т
  • Башенный быстромонтируемый кран : применяется в стесненных условиях строительства при ограниченном пространстве для монтажа крана, эффективен при низкоэтажном строительстве (до 30 метров), торговых центров, таун-хаусов, с возможностью перемонтажа на новое место стоянки в течение одной рабочей смены. Использование быстромонтируемых кранов эффективно за счет низких эксплуатационных затрат, с преимуществом высокоточного позиционирования грузов горизонтальной стрелой и дистанционным радиоуправлением краном. Примером современного быстромонтируемого крана могут служить краны производства San Marco international (Италия).
  • Кран козловой : применяется обычно для обслуживания складов, главным образом штучных грузов, контейнеров и лесных грузов, для монтажа сборных промышленных и гражданских сооружений, обслуживания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении. Изготовляются преимущественно крюковыми или со специальными грузозахватными устройствами. Козловой кран - кран, у которого несущие элементы конструкции опираются на крановый путь при помощи двух опорных стоек. Козловые краны относятся к категории подъемных устройств мостового типа. Средний срок службы козловых кранов - приблизительно 20 лет без учета режима работы и условий эксплуатации. Наработка на отказ - примерно 3 000 циклов. Грузоподъемность козловых кранов достигает 1000т.
  • Кран консольный : приспособлен для механизации подъемно-транспортных работ по подъему и перемещению грузов в пределах зоны обслуживания. В зависимости от модификации угол поворота консольно-поворотного крана может быть в диапазоне 0-360 град. Кран консольный с механизированным приводом нашел широкое применение и успешно используется для грузоподъемных работ в цехах, на складах и строительных площадках при температуре окружающего воздуха от −20 до +40 °C. Угол поворота стрелы крана 360°. Скорость подъема груза и перемещения талей соответствуют скоростям примененных талей. Консольные стационарные краны (на колонне) предназначены для выполнения подъемно-транспортных работ при обслуживании технологического оборудования, погрузочно-разгрузочных работ и т. п. в помещениях при температуре окружающего воздуха от −20 до +40 °C. Угол поворота стрелы крана 270°. Скорость подъема груза и перемещения талей соответствуют скоростям примененных талей.
  • Кран-манипулятор : подъемный кран стрелового типа, установленный на автомобильном шасси и служащий для загрузки и разгрузки этого шасси. Обычно устанавливается на грузовике, позволяет погружать и перевозить грузы одной единицей техники.
  • Железнодорожный кран : подъемный кран стрелового типа, устанавливаемый на железнодорожном шасси, используется на железной дороге и крупных заводах, имеющих свои подъездные жд пути. Распространенные типы - КЖДЭ(пр-во з-д им. 1го Мая г. Киров); EDK завода им. Кирова и Объединения TAKRAF, г. Лейпциг, ГДР (ныне KRC фирмы Kirow-Leipzig, Германия)
  • Кран пневмоколесный : подъемный кран стрелового типа, установленный на пневмоколесное шасси(т.о. может передвигаться только прицепленный к другому транспортному средству). Распространенные типы - КС-5363(25т. грузоподъемность), КС-4371(16т. грузоподъемность)
  • Кран пневмоколесный мобильный, на спецшасси : подъемный кран стрелового типа, установленный на пневмоколесное самоходное шасси. Зачастую такие краны обладают шасси повышенной проходимости, со всеми, либо большинством ведущих осей. Для лучшей маневренности такие краны имеют больше одной, чаще несколькими управляемыми осями. Все это позволяет расположить кран максимально близко к рабочей зоне. Современные мобильные краны позволяют опреторам работать в комфортабельных условиях: кабины оборудуются кондиционерами, удобными креслами, за всеми манипуляциями следит компьютер, в том числе и предостерегая оператора от ошибок. В качестве примеров мобильных кранов повышенной проходимости на пневмоходу можно привести немецкие Terex AC300/6 грузоподъёмностью 300т. Этот компактный мобильный кран повышенной проходимости имеет синхронизированную телескопическую стрелу и способен передвигаться к месту работы самостоятельно со скоростью до 85 км/ч. К классу повышенной проходимости можно отнести, например, американо-итальянские Grove из серии 700, например GROVE RT 700 E грузоподъемностью 55 тонн.
    Вылет телескопической стрелы таких кранов, обычно, дополнительно увеличивается, если применяется гусек. В современных моделях кранов ни одну гидравлическую или электрическую линию не нужно подключать вручную - все манипуляции осуществляются и контролируются оператором дистанционно.
  • Кран гусеничный : подъемный кран стрелового типа, установленный на гусеничном шасси(может передвигаться только на тяжелом седельном прицепе-трейлере и зачастую в разобранном виде, а работать может только на специально подготовленной площадке, а также могут присутствовать башенное исполнение, раздвижной ход). Распространенные типы - МКГ-25/МКГ-25БС/МКГ-25БР(грузоподъемность: 5т. - гусек и 25т. - основной подъем) Челябинского Механического Завода или Донецкого Завода, RDK-25/RDK-250/RDK-250-2/RDK-250-3 Polar(грузоподъемность: 5т. - гусек и 25т. - основной подъем) - производства завода Zemag Zeitz / TAKRAF, ГДР (снят); RDK-400/RDK-400-1 (грузоподъемность: 8т. - гусек и 40т. - основной подъем) - производства завода Zemag Zeitz / TAKRAF, ГДР (снят); ДЭК-251/ДЭК-361/ДЭК-401/ДЭК-631А (5т.-гусек и 25т./36т/40т/63т) - производства Челябинского механического завода и краны других серий - СКГ (до 160т), КС и т. д.

Нормативный документ

Основным обязательным нормативным документом в России для проектирования, эксплуатации и ремонта кранов являются ПБ 10-382-00

Примечания

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Подъёмный кран" в других словарях:

    См. Грузоподъёмный кран. * * * ПОДЪЕМНЫЙ КРАН ПОДЪЕМНЫЙ КРАН, грузоподъемная машина (см. ГРУЗОПОДЪЕМНАЯ МАШИНА) циклического действия с возвратно поступательным движением грузозахватного органа; служит для подъема и перемещения грузов. Цикл… … Энциклопедический словарь

    подъёмный кран - — Тематики нефтегазовая промышленность EN derrickhoisting cranegin … Справочник технического переводчика

    Подъёмный кран - Подъемный кран ПОДЪЁМНЫЙ КРАН, смотри Грузоподъемный кран. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

error: