Для чего нужна технология. Зачем нужна технология

Прогресс это нечто большее чем просто продукт созидательной деятельность человечества. Это смысл существования, новая мировая идеология. Прогресс производит блага, которые прочно внедряются не только в общественную сферу, но и в личное пространство каждого человека. Совсем недавно мобильная связь вызывала изумление, а уже сегодня телефон есть у каждого человека. За какие-то несколько десятков лет мы настолько развились в области мобильной связи, компьютерных сетей, гаджетов и телефонов, что уже достигли мечтаний многих писателей-фантастов прошлого века! Однако за все есть своя цена и за пользование всеми благами цивилизации приходится платить. Речь идет не только о вредном для здоровья излучении и зависимости, но и о дальнейшей эволюции человека, как разумного существа.

Практически никто не задумывается о том, какую угрозу несут в себе новые технологии для каждого человека. Ведь технологией нужно пользоваться обдуманно, а не с фанатизмом отдавать самих себя в электронное рабство. Стремительное развитие мобильных устройств и интернета привело к возникновению особой формы зависимости, при которой человек просто не в состоянии отказаться от телефона хотя бы на несколько дней! Зависимость от социальных сетей приводит к деградации навыков реального общения и развивает немало комплексов неполноценности. Продвинутые вычислительные устройства и доступность практически любой информации, когда угодно и где угодно — приводит к тому, что мозг человека отказывается от запоминания крайне полезной информации. На подсознательном уровне мозг просто не находит смысла запоминать важные вещи, ведь все это гораздо проще сохранить на электронном носителе! Однажды один умный человек сказал: «Мы живем в мире зависимым от науки и технологий, но практически никто ничего не знает ни о науке, ни о технологиях» — эти слова как нельзя лучше подчеркивают теперешнюю обстановку. При всем своем умении использовать различные устройства — мы рискуем в критический момент просто не знать, что делать. Ведь мы привыкаем к тому, что за нас все делают либо другие люди, либо техника. Технологии нужно развивать и совершенствовать, но при этом нельзя допустить, чтобы мы оказались зависимы от них.

Уже сегодня планета Земля окружена разнообразными картографическими спутниковыми системами. Такие системы как GPS и ГЛОНАСС, безусловно, очень удобны и полезны. Но половина населения планеты без них просто не сможет найти дорогу в другой конец города! По проведенным в Москве исследованиям было выявлено, что подавляющее большинство москвичей знают только лишь расположение дома, места работы и любимых магазинов. Их настоящие картографические знания ограничены этим кругом и, если ночью, когда метро закрыто и при этом GPS и подобные ей системы не работают, человек окажется на другом конце Москвы — он не сможет найти дорогу домой. Даже в провинциальных городах люди, зависимые от электронных карт, не в состоянии самостоятельно дойти из одной части города в другую! Бездумное повсеместное применение благ цивилизации с целью или без цели приводит лишь к постепенной деградации и снижению мыслительного потенциала.

Но прогресс идет вперед и его не остановить. Рано или поздно в моду войдет имплантация подкожных чипов. Именно в моду, ведь с чипом можно сидеть в интернете, не используя ничего и начальник на работе даже не заметит! Можно в любой момент получить доступ к картам или забронировать номер гостиницы! Весь впечатляющий спектр возможностей станет доступен сразу и каждому. Биомеханические имплантаты станут дополнять человека, делать его совершеннее, давать нам больше чем дает природа. Виртуальная реальность позволит быть тем, кем всегда хотел и делать то, о чем всегда мечтал! Но не станет ли это настоящим концом света?

Бесконтрольное использование подобных достижений науки приведет к глобальному снижению производительности труда, к появлению огромного количества некачественных товаров. Только представьте, что будет если рабочий на автомобильном заводе прикрепляя деталь одновременно смотрел видеоролики на YouTube! Массовое распространение виртуальной реальности на основе нейронного интерфейса приведет к тому, что многие люди покинут реальный мир. Работать станет некому, и наша цивилизация будет развиваться в виртуальном мире и одновременно исчезать в реальном! Настанет время хаоса и острых социальных проблем, ведь люди разделятся на два лагеря — с имплантатами и без них. Пройдет немало времени, прежде чем бюрократизированный государственный механизм возьмет все под контроль и введет ограничения на посещение виртуального пространства, обяжет работодателей устанавливать на предприятиях приборы, блокирующие работу встроенных чипов.

Если государства смогут в итоге все взять под контроль — будет запущен процесс контролируемой стремительной эволюции, в результате которого менее чем за сотню лет человек, как биологический вид перестанет существовать. На место обычных людей встанет новый вид, следующая ступень эволюции человека, лишенная лишних предрассудков и мыслящая рационально. Эта новая жизнь будет создана нашими руками и в перспективе неизбежно заменит нас. В каких-то странах это произойдет быстрее, а в каких-то медленнее. Человек станет одним целым с машиной. Рациональное мышление приведет к ускорению прогресса и росту благосостояния граждан, ведь при рациональном мышлении не будет лени, жадности, алчности и всех прочих недостатков нынешних людей. Исчезнет необходимость в создании комфортных условий личности, ведь максимальное выполнение своего предназначения встанет для каждого человека на первый план. Произойдет упрощение сложной системы социальных отношений. Исчезнут семьи, приюты, досуговые заведения. Все ресурсы общества будущего будут направлены лишь на бесконечный прогресс и постижение тайн Вселенной. Так прогресс и технологии покорят человечество.

В настоящее время степень удовлетворения жизненных потребностей каждого человека определяет развитие техники и технологий . Чем более они совершенны, тем более качественную и более надежную продукцию можно изготавливать, тем лучшим является развитие всех отраслей промышленности, тем более состоятельно живет каждый человек и государство в целом. Поэтому основной задачей на нынешнем этапе развития общества является совершенствование техники и технологий.

За время развития человеческого общества техника и технологии прошли сложный путь от примитивных орудий труда до сложных устройств, которые заменяют физический труд человека машинным (рис. 1), от отдельных несложных операций до современных способов обработки материалов и изготовления изделий.

В дальнейшем под термином техника будем подразумевать совокупность машин, механизмов, других приспособлений, применяющихся для создания полезных вещей .

Технология (от греч. техно - мастерство, умение, искусство и логос - наука) - это совокупность приемов и способов, или, по-другому, виды работ, которые применяет человек для изготовления полезных вещей.

Рис. 1.

Под термином полезная вещь подразумевается изделие, которое изготавливает и использует человек для удовлетворения собственных потребностей.


Рис. 2. Полезные вещи: а - изготовленные в домашних условиях; б - изготовленные на промышленных предприятиях (слева-направо)

Да! Все эти вещи создавались в результате кропотливого и настойчивого труда человека.

Деятельность человека, направленная на производство полезных вещей или выполнение полезной работы, называется трудом .

Процесс применения человеком своего труда для изготовления определенной продукции или выполнения полезной работы называют технологической деятельностью . Она может выполняться в домашних условиях или на промышленных предприятиях. В домашних условиях - это изготовление вещей домашнего потребления, ремонт мебели, а также приготовление еды, вскапывание грядок, высадка деревьев, присмотр за животными, выполнение других бытовых, ремонтных и хозяйственных работ. технологический инновация кристенсен рынок

На промышленных предприятиях технологическая деятельность человека направлена на добычу сырья, его переработку и изготовление из него продукции. Например, из древесины сначала изготавливают различные конструкционные материалы: доски, рельсы, оселки и т.п., а уже из них - необходимые для человека изделия. Добытую железную руду, нефть, газ перерабатывают и производят из них определенную продукцию. Из железной руды выплавляют металл, из нефти вырабатывают бензин, различные масла и т.п., из газа - полимерные материалы (пластмассы). Сельскохозяйственная продукция - это сырье для продуктов питания (рис. 3).

Деятельность предприятия, направленная на преобразование сырья или материалов в полезные вещи (изделия), называется производственным процессом .


Рис. 3. Промышленные предприятия: а - производство изделий из древесных материалов; б - добыча нефти; в - добыча железной руды; г - плавление металла; д - выращивание сельскохозяйственной продукции; е - производство пластмассы (слева-направо, сверху-вниз)

В повседневной жизни человек пользуется разнообразными полезными вещами - результатами своего труда. Чтобы облегчить домашнюю работу, используют кухонные комбайны, мясорубки, пылесосы, стиральные и швейные машины, другую бытовую технику. Для удобства пользования разными вещами и их хранения изготавливают шкафы, столы, хлебницы. Все, чем пользуется человек, является результатом его технологической деятельности. Следовательно, труд является неотъемлемой составляющей технологической деятельности.

В то же время выполнение отдельных видов работ, например изготовление из древесины сувенира и его отделка, - это несколько отдельных видов технологической деятельности. Каждый из них характеризуется выполнением определенной работы. Для изготовления сувенира необходимо разработать рисунок будущего изделия, подобрать материал для его изготовления, выполнить разметку заготовки, изготовить и украсить изделие и т. п.

Вид технологической деятельности, направленной на выполнение конкретной работы, называется технологической операцией .

В современном понимании под технологией подразумевается описание приемов выполнения определенных видов работ, их последовательности, перечня необходимых для этого инструментов, устройств, материалов и другой информации, владение которой дает возможность изготовить изделие. Отмечаются такие данные в особом технологическом документе, который называется технологической картой.

Подрывные инновации / технологии по Кристенсену Клейтону Кристенсен Клейтон вёл новый термин «Подрывные инновации / технологии» (именно термин, поскольку описал ранее известный эффект). В своей книге: «Дилемме инноватора» он пришёл к выводу, что «…самые успешные компании часто оказываются самыми уязвимыми для новых или возникающих технологий. Для обозначения новых продуктов, которые вызывают панику на устоявшемся рынке, Клей Кристенсен ввёл термин «подрывные технологии». Энди Гроув назвал это «эффектом Кристенсена», а журнал «Forces» «атакой с чёрного хода». Подрывные технологии предлагают новые версии существующих продуктов. Они «просты в использовании, дёшевы и не отличаются высоким качеством», - утверждал Кристенсен. Обычно их производство предполагает снижение рентабельности и прибыли. Поскольку фирм, желающих выпускать малорентабельные и малоприбыльные новые продукты, находится немного, неудивительно, что успехи подрывных технологий часто оказываются для господствующих на рынке крупных компаний полной неожиданностью. В книге «Дилемма инноватора» Клей Кристенсен постарался выяснить, на чем спотыкаются многие самые успешные компании. Его исследования подтвердили, что именно успех компании часто становится главной причиной последующих ошибок. «Они часто терпят поражения, - утверждал Кристенсен, - потому что те самые методы менеджмента, которые позволили им стать лидерами в отрасли, мешают им развивать подрывные технологии, которые в конечном итоге крадут у них рынки». «Подрывные технологии» или «подрывные инновации» Кристенсена почти всегда становятся результатом какого-то технологического новшества, которое создает новые продукты или услуги, способные заменить существующие технологии и изменить динамику рынка. Концепция стратегически переломного момента гораздо шире, поскольку это явление может быть вызвано нетехнологическими факторами или событиями (вспомните, чем обернулся сухой закон для индустрии спиртных напитков). Однако оба этих явления потенциально способны практически мгновенно пустить под откос любую компанию. Далее приведены примеры подрывных технологий и устойчивых технологий, которым они бросают вызов или приходят на замену: устойчивая технология - подрывная технология; лошади и карета - автомобили; реальные книжные магазины - онлайновые книжные магазины; высшие школы бизнеса - корпоративные университеты; обычные учебники - электронные учебники; традиционная фотография на 35-мм пленке - цифровая фотография; многотомная печатная энциклопедия - Википедия. На последних страницах «Дилеммы инноватора» помещён «Справочник читателя», где Клей Кристенсен даёт менеджерам следующий совет: корпорации должны «возлагать ответственность за внедрение подрывных технологий на те организации, потребность в продукции которых обеспечивает им приток ресурсов». Кроме того, он указал, что подрывные технологии нельзя смешивать в одну кучу с другими устойчивыми традиционными продуктами. Вместо этого он настоятельно рекомендовал корпорациям «создавать для них отдельные организации, достаточно мелкие, чтобы их могли заинтересовать небольшие доходы». Далее, Кристенсен посоветовал менеджерам «планировать неудачи». Он призывал руководителей не рассчитывать на то, что «они окажутся правы с первого раза». Вместо этого он предложил менеджерам подумать о превращении подрывных технологий в коммерческие продукты. Это поможет им извлекать «полезные уроки» и при необходимости корректировать курс».

Техника и философия техники. Термин «философия техники » был введен Э. Каппом , чья книга «Основания философии техники» издана в Германии в 1877 г. Один из родоначальников философии техники в России - русский инженер П.К. Энгельмайер (1855-1942) в начале ХХ века выпустил книгу «Философия техники», где попытался представить зарождение этой новой отрасли философской науки. Однако только в 70-х годах ХХ столетия была сформулирована программа философии техники как самостоятельной философской дисциплины, поскольку техника стала фактором, определяющим будущее человечества, и для мировой цивилизации было бы трагедией дальнейшее непродуманное ее развитие. Сформировалась необходимость критического философского анализа результатов технической деятельности, перспектив ее развития.

Среди ведущих философов техники ХХ века - Ф. Дессауэр, Х. Ленк, Л. Мэмфорд, Х. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, К. Ясперс . В числе российских исследователей философии техники наиболее известныВ.Г. Горохов, Б.И. Иванов, Б.И.Кудрин, И.А. Майзель, А.И. Ракитов, В.М. Розин, М.А. Розов, В.С. Стёпин, Д.М. Федяев, В.В. Чешев, С.В. Шухардин, и др.

Главные вопросы философии техники:

* Что такое техника?

* Что она может дать человеку и чего она лишает его?

* Каковы тенденции и социальные перспективы технической деятельности?

* Какова природа современного технического и информационно-технического мира?

Философия техники - весьма развитое направление современной философии, однако до наших дней не создано еще детально разработанной теоретической концепции техники и технического развития, нет даже обстоятельно разработанной системы основных понятий. Это относится и к пониманию самой техники.

Понятие “техника ” в системе философии проделало длительную эволюцию. Так, античные философы к области “techne” относили земледелие и охоту, мореходство и врачевание, ткацкое и оружейное дело, театральное искусство и т.д. Греческое "техне" переводится как искусст­во, мастерство, умение. Для греческой цивилизации техне в качестве условия развития человека носит гуманистический характер, в то же время греки подметили и опасность техники для человека. Софокл писал о чудовищной силе, которую техника дала в руки человека и поставила его между добром и злом. Мысль Софокла звучит удивительно современно.

В XVII - XVIII вв. латинское “technica ars” (искусство умелого производства) во французский язык переходит как “technique”, а в немецкий как “technik”. Постепенно формируется классическое понимание техники как совокупности искусственно созданных объектов, прежде всего - орудий труда, машин. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается человеком. Произведенный человеком объект часто называют артефактом (лат. "артефактум" - искусственно сделанный). Техника в первом приближении и может быть определена как совокупность ар­тефактов.



Однако недостаточно определять технику всего лишь как совокупность артефактов. Непременным условием возникновения и развития техники служит технология . Она неразрывно связана с техникой как конкретный способ, как определенный алгоритм функционального соединения человека и техники. Чем менее развита техника, тем больше технологиче­ских функций выпадает на долю человека и наоборот.

Первоначально, на этапе ручного труда , техника имела в ос­новном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов че­ловека, увеличивали его физическую мощь. На этапе машиниза­ции техника становится самостоятельной силой, труд механизи­руется. Техника как бы отделяется от человека, который сам становит­ся придатком машины, он дополняет ее возможности. На треть­ем этапе развития техники, в результате комплексного развития автоматизации на первый план выходит уже сила интеллекта чело­века, реализуемая посредством техноло­гии. Происходит объединение науки и технологии, следствием ко­торого является научно-технологический прогресс, современный этап которого называется часто научно-технической революцией.

В процессе осмысления современного научно-технического прогресса развивается содержание понятия “техника”. Одно из направлений современной отечественной философии техники, возглавляемое В.Г. Гороховым , включает в понятие “техника ”:

Совокупность технических устройств, артефактов - от простейших орудий до сложнейших технических систем;

Специфическую область знания - от специализированных рецептурно-технических знаний до теоретических научно-технических и системотехнических знаний;

Область человеческой деятельности , направленную на создание технических устройств и их эксплуатацию;

Совокупность умений и навыков человека, составляющих особенности того или иного рода человеческой деятельности, искусство и мастерство человека в этой деятельности.

Таким образом, философия техники стремится объединить узкое и широкое понимание техники. В узком смысле техника есть совокупность артефактов, соз­даваемых и используемых методами инженерной деятельности.

В более широком понимании техника выступает как особый, технический подход к любой сфере человеческой деятельности, как это выявлено у В.Г. Горохова . Однако в этом случае понятие «техника» включает в свое содержание и технологию , что не позволяет с достаточной ясностью «развести» эти понятия. В дальнейшем изложении будем понимать технику, прежде всего, в ее узком смысле.

Единство человека и техники. В оценке феномена техники существует большое число подходов. Согласно натуралистическому подходу, человеку в отличие от животных недостает специали­зированных органов, поэтому он вынужден компенсировать свои недостатки созданием технических артефактов. Согласно волевой интерпретации техники, человек реализует посредством создания техники и технологических цепей свою волю к власти. В рациональном подходе техника рассматривается как сознательно (рационально) ре­гулируемая деятельность человека.

Нетрудно видеть, что каждый из этих подходов подчеркивает в сущности техники гуманитарные, “человеческие” характеристики. Поэтому техника не может быть помещена лишь в систему природных закономерностей, вне и помимо социальных отношений она существовать не может.

Во-первых, само существование техники вызвано необходимостью удовлетворения именно социальных потребностей: производства материальных ценностей, оказания услуг и т. д. Во-вторых, приводит технику в действие, взаимодействует с нею, обслуживает ее человек . Поэтому свое собственное качество техники она приобретает лишь в системе “человек - техника”. Такого рода особенности характерны для любого вида техники: производственной, транспортной, медицинской, офисной и т.д.

Таким образом, техника содержит в более или менее развернутом виде социальную составляющую, личностный фактор. Поэтому развитие техники зависит, во-первых, от развития человека как ее потенциального члена . Во-вторых, развитие техники детерминируется развитием общества, поэтому социальная составляющая - неотъемлемый компонент ее сущности. В этом наглядно проявляется процесс социализации техники .

Однако необходимо учитывать и другую сторону процесса - "технизацию" человека. Пока наши предки из далекой человеческой предыстории противостояли природе сами по себе, они не отличались от человекообразных обезьян. Когда же они начинают противостоять природе с помощью системы искусственных орудий - первобытной техники, они становятся людьми. Поэтому можно сказать, что так же, как человек создает технику, так и техника создает человека, человеческие отношения.

Техника приобретает свое собственное техническое качество лишь во взаимодействии с эксплуатирующим ее человеком. Поэтому объектом профессиональной деятельности инженера являются не просто технические системы как созданные человеком артефакты, но системы «человек - техника».

В этом аспекте становится необходимым знать, какие качества человека оказываются решающими для наиболее эффективного функционирования технических систем. Подобного рода исследования проводятся в рамках инженерной психологии, эргономики и ряда других наук. Философия здесь играет, прежде всего, методологическую роль, определяя наиболее общие подходы к решению рассматриваемых вопросов. При этом оказывается, что спор между биологизаторством и социологизаторством приобретает сугубо прикладное техническое значение, ибо по-разному формирует задачи конструктору технических систем.

Методологически-техническое значение современной философской антропологии проявляется, прежде всего, в том, что она ориентирует инженера на учет как биологических, так и социальных качеств человека. Действительно, теория и практика усилителей низкой частоты стала необходимой, в частности, и потому, что человеческое ухо не в состоянии непосредственно воспринимать высокочастотный сигнал. Такая специфика соответствия человека и технического устройства в единой системе «человек - техника» как раз и учитывается в специальных отраслях технических наук.

Социальные аспекты человека приобретают техническое значение не только потому, что каждое техническое устройство предназначено для достижения определенных социальных целей. Социальное качество техники выявляется и в том, что инженер-проектировщик, создавая техническое устройство именно как компонент системы «человек - техника» фактически конструирует алгоритм деятельности человека в конкретной технической ситуации.

Сформировавшийся в современной философской литературе подход к соотношению человека и техники позволяет рассматривать их как универсальные парные категории социальной философии.

Технократический оптимизм и технопессимизм. В 1972 году международную сенсацию вызвало опубликование «Пределов роста» - первого доклада Римского клуба на основе результатов исследования под руководством американского ученого Д. Медоуза . Доклад опрокидывал все прежние представления о стабильности и благоденствии, о целях и перспективах человеческого существования. Вывод доклада: человечество уверенно идет навстречу глобальной катастрофе, избегнуть которой можно, лишь приняв меры по ограничению роста производства, добычи и переработки природных ресурсов. «Пределы роста» показали, что рост не может продолжаться бесконечно, что человечество должно отказаться от количества в пользу качества.

За четверть века учеными разных стран по инициативе Римского клуба подготовлено около 20 докладов по исследованию глобальных про­блем современности. Эти доклады обратили внимание мировой обществен­ности не только на непосредственные угрозы природе, которые исходят из узко понятого технического прогресса. Они поставили проблему изменения самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориента­ций. В известной мере сбылось предостережение русского философа В.В. Розанова (1856-1919), сделанное им в начале ХХ века: «Техника, присоединив­шись к душе, дала ей всемогущество. Но она же ее и раздавила. Появилась “техническая душа”... И вдохновение умерло...»

К середине ХХ столетия проблемы подобного рода осмысливались в технократических концепциях, или, как их называют по-иному, концепции технократического оптимизма . В социальной утопии Т. Веблена (1857-1929) “Инженеры и система цен” технические специалисты были представ­лены как бескорыстные служители идеи социального прогресса.

В работах Дж. Гэлбрейта “Новое индустриальное общество” и “Экономические теории и цели общества” (60-70-е годы) сформулировано понятие “техноструктуры ” как складывающейся в обществе иерархии технических специалистов - от рядового техника до руководителя сложного техниче­ского комплекса. По его мнению, техноструктура выступает как “носитель коллективного разума и коллективных решений”. Техницистские прогнозы долгое время считались достаточно реальными, ибо опирались на мощный поток научно-технического развития. Однако это развитие привело к обострению многих социальных проблем.

Поэтому концепции технократического оптимизма стали восприниматься и оцениваться критически. Такого рода оценка содержалась в ряде антиутопий («Утопия 14» К. Воннегута , «451 0 по Фаренгейту» Р. Бредбери, «О, дивный новый мир» О. Хаксли , «1984» Дж. Оруэлла «Мы» Е.И.Замятина и др.), которые показали, что изощренная техника начинает господствовать над человеком, подавляет его индивидуальность и свободу.

Философская критика технократии исходит из того, что абсолютизация роли техники и технологии неприемлема. Поэтому современная философия считает актуальным и необходимым обсуждение этических, нравственных аспектов технической, инженерной деятельности. Известный представитель немецкой “философии техники” А. Хунинг пишет: «Никогда еще прежде в истории на человека не возлагалась столь большая ответственность, как сегодня, ибо еще никогда он не обладал столь большой - многократно возросшей, благодаря технике, властью над другими живыми существами и даже над всем живым на Земле. Сегодня человек в региональном или даже глобальном масштабе может уничтожить свой собственный вид и все высшие формы жизни или, по меньшей мере, причинить огромный ущерб».

Действительно, техника ныне приобрела относительную самостоятельность, и трудно определить, кто кому служит : техника человеку или человек - технике?

Рассуждая о природе техники, Хайдеггер часто говорил об извлечении потаённого. Кажется странным: что потаённого в том, что автомобиль требует хорошей дороги и гаража? Однако человек превратился в нечто, выполняющее требования технической реальности, которая развивается по своим объективным законам, используя человека, как муравей использует хвоинку.

Интересные аналогии проводит основатель новой теории техники (названной им «технетика») Б.И. Кудрин применительно к современному гаражному строительству: появилось техническое изделие - автомобиль, которое потребовало для себя многоэтажное сооружение для обеспечения приемлемых климатических условий во время отдыха автомобиля; гигиенических установок в виде душевых устройств с шампунями и растворителями. Авто, как индивид, разборчиво в питании. На этой основе реализовано расслоение на богатых и бедных. К жилью авто стало выдвигать эстетические требования, завершая переход от примитивной «ракушки» к многоэтажному кирпичному особняку с элементами псевдоготики. Владелец авто нередко делает подарок не любимой, а автомобилю.

Следовательно, техническое перестраивает окружающий мир в направле­нии, благоприятном для себя. Оно объективно проявляет свои потребности, ко­торые человек с неотвратимостью удовлетворяет.

Зачем нужна технология?

Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает учащимся знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. Технология в школе – очень нужный предмет. Он позволяет учащимся «отдохнуть» от точных наук, больше поработать руками, нежели головой, хотя и в этом деле ясный ум не повредит, а только поможет. А еще известно, что нервные окончания мозга находятся на кончиках пальцев, поэтому, работая руками, мы развиваем и наш ум.

Занимаясь разными видами деятельности на уроках, учащиеся имеют возможность попробовать себя в разных творческих профессиях, понять, что их привлекает в жизни. Но самое главное, что несет предмет – это возможность творчества. В наше время прикоснуться к прекрасному, создать своими руками красивую вещь, сделать кому-то подарок своими руками – поистине глоток воздуха в техногенном мире.

Главной целью учебного предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Теория и практика рождают новые технологии, охватывающие все сферы деятельности. Технология в школе рассматривается как учебно-трудовая, преобразующая деятельность учащихся на научной основе, наука о способах обработки различных материалов.

Предмет «Технология» позволяет синтезировать познавательную и предметно-преобразовательную деятельность, учащиеся могут на более реальной основе получить знания, умения и навыки о воздействии человека на материальный мир, постичь единую логическую систему взаимодействия человека с природой, с материальным миром.

Весь учебно – воспитательный процесс на уроках технологии направлен на формирование всесторонне и гармонично развитой личности учащихся, а трудовая подготовка – необходимая составная часть процесса.

Предмет «Технология» - интегративный предмет, синтезирующий полученные знания из других предметов:

- технология – алгебра, геометрия: проведение расчетных и графических операций (на уроках «Моделирования швейных изделий» учащиеся работают с трафаретами и чертежами, расчеты выкройки-основы любого швейного изделия выполняются с помощью математических формул);

- технология – химия: характеристика свойств конструкционных материалов (на уроках «Материаловедения» учащиеся узнают о свойствах химических волокон и тканей из них, их производстве, эти знания, безусловно, пригодятся им на уроках химии);

Технология – биология: х арактеристика свойств почвы и растений (полученные знания на уроках этого курса учащиеся применяют на практике, при выращивании декоративных растений, полученные наблюдения, несомненно, пригодятся им на уроках биологии);

- технология – физика: изучение устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов;

Технология – ИЗО: на уроках технологии учащиеся знакомятся с историей различных видов рукоделия, народных промыслов, с происхождением необходимых для работы предметов (ножниц, наперстка, иглы), рисуют эскизы костюмов, учатся пользоваться цветовым кругом;

Технология – черчение: на уроках учащиеся строят чертежи, эскизы, технические рисунки и схемы изделий, графики и изучают дизайн, учатся составлять технологические карты.

Показывающий использование полученных знаний в работе промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Изучение предмета «Технология» позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения и обеспечить интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие учащихся и их адаптацию к современным социально-экономическим условиям.

Плюсы уроков технологии :

  • Позволяет детям отдохнуть от других предметов, которые утомляют их умственно.
  • Способствует появлению некоторых умений и навыков.
  • Объединяет детей и учит их работать в коллективе.
  • Развивает любовь к труду.
  • Позволяет весело проводить время.
  • Развивает творческую натуру ребенка.
  • Учит чему-то новому.

На самом деле многие забывают о том, что физический труд только способствует умственному труду, улучшая его результаты. Физическая работа помогает бороться с умственной усталостью.

Программа технологии учитывая интересы учащихся включает следующие разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Технологии ведения дома», «Рукоделие», «Технологии творческой и опытнической деятельности».

Кулинария

Трудно переоценить важность «уроков», которые прививают ребенку умение готовить:

  1. Во-первых, это бесценный бытовой навык. Чем раньше ребенок начнет приобщаться к работе на кухне, тем проще ему будет воспринять это умение как естественную часть жизни.
  2. Во-вторых, таким образом ребенок приучается к прядку в ведении любых дел, ведь для любого кулинарного процесса необходимо сначала подготовить ингредиенты и инструменты, а в конце обязательно привести в порядок рабочее место. Это дисциплинирует его и учит организованности.
  3. В-третьих, ребенок на личном опыте сможет понять основные принципы предварительной подготовки и дальнейшей обработки продуктов. Обычно это теоретические понятия, и детям бывает сложно понять только со слов родителей или учителя, что они действительно нужны. А здесь у него появится практическое видение этой необходимости.
  4. В-четвертых, кухонные манипуляции неизбежно развивают мелкую моторику, так как все кулинарные процессы предполагают много действий руками с самыми разными продуктами и утварью.

Создание изделий из текстильных материалов

Стоит ли уметь шить?

На это существует ряд причин.

  1. Во-первых, далеко не всегда новая вещь идеально сидит. Например, очень часто длина брюк нас не устраивает, хотя в остальном брюки садятся по фигуре. Сделать брюки короче на пару сантиметров – сущий пустяк, если женщина обладает элементарными навыками шитья на швейной машине. Случается, что вытачки юбки надо подогнать по фигуре или рукав подвернуть. Массовый производитель не может предугадать всех нюансов. Всё это просто и быстро устраняется своими силами.
  2. Во-вторых, вещь, сшитая по индивидуальной выкройке и умелыми руками, великолепно сидит, подчеркивая красоту её обладательницы. Чтобы понимать, как должна сидеть вещь, нужно разбираться в тонкостях кроя. Тогда во время примерки, скажем платья, видно без посторонних советов, что не так. Шитье – это творческий процесс, благодаря которому формируется хороший вкус. Правильно сочетать цвета и фактуру мы учимся благодаря творчеству.
  3. В-третьих, шитье многими воспринимается как отдушина в жизненной суете. Возможно, именно благодаря спросу и появляются всё новые магазины рукоделия, где можно купить всё: от иголки до швейной машины с программным управлением. Богатый выбор декоративных элементов: бисера, тесьмы, нитей, стразов, позволяет превратить шитье поистине в творческий процесс.

Что можно пошить дома?

Практически все. Исключить придётся только вещи, для которых необходимо очень громоздкое дополнительное оборудование. Белье для всей семьи, одежда для домашних питомцев, текстильные изделия для быта и интерьера.

Многие убедились на личном опыте в том, что шить самому дешевле, чем покупать готовое изделие. Потратив деньги на ткань и необходимые для изделия специальные мелочи, вы получите качественное и не стандартное изделие, будете выгодно выделяться из толпы тем, что ваша вещь не будет выглядеть как «с чужого плеча». Конечно, для пошива качественного изделия необходим опыт, но затраты на его приобретение стоят того, чтобы запастись терпением и получить его через определенный срок.

Рукоделие или декоративно-прикладное творчество

В нашей стране редкая женщина не умеет рукодельничать, почти все умеют вязать, шить или вышивать. Некоторые умелицы могут своими руками создать в доме почти весь интерьер: связать дорожки, соткать ковры, сшить постельное белье, покрывала, шторы. И дети (да и другие члены семьи) часто носят одежду, связанную или сшитую руками бабушки, мамы или жены. Надо ли говорить, что теплые носочки, вязаный свитер или шапочка согревают не только наше тело, но и нашу душу. Мастерство домашних рукодельниц помогает сэкономить на покупке готовых вещей.

Но экономия, конечно - же, не главная причина любви к занятию рукоделием. Многие, наверное, замечали, что все виды домашнего творчества способствуют снятию напряжения, успокаивают нервы и тем самым предотвращают стрессы. Любое рукоделие можно назвать самой настоящей психотехникой , благодаря которой мы восстанавливаем родовую связь, и потому очень правильно обучать навыкам работы руками детей с самого раннего возраста.

Когда женщина берет в руки иголку или спицы, а мужчина начинает мастерить - весь дом наполняется умиротворением и спокойствием. И чем больше в вашем доме вещей сделанных с удовольствием и любовью собственными руками, тем чаще в доме звучит смех и реже происходят ссоры. А еще в старину говорили, что одежда связанная или сшитая любящим человеком может защитить от сглаза и порчи, окружив носящего ее человека, ореолом заботы и любви.

Когда мы занимаемся тем или иным видом рукоделия, мы воздействуем на нервные окончания рук и это, конечно, не может не сказывать на нас. Далеко не все знают, что рукоделие способно улучшить наше здоровье. Рукоделие пользуется большой любовью женщин как антистрессовое и антидепрессантное средство. Поимо этого, рукоделие способно нормализовать работу многих систем нашего организма.

Рукоделие получило такое название, потому что почти все действия производятся руками. На поверхности ладони располагается большое количество активных точек, представляющих собой проекцию различных органов и систем человека. Когда мы занимаемся рукоделием, то кроме удовольствия от самого процесса еще и стимулируем работу нашего организма.

Так что же происходит с нами, когда мы рукодельничаем?

Лечебные свойства различных видов рукоделия:

Шитье

Самое сильное воздействие идет на глаза, руки и косвенно на мозг. Лечатся болезни сердца, связанные с нарушением ритма, снижается артериальное давление, нормализуется внутричерепное давление, предотвращаются или облегчаются нервные срывы, шоки, головные боли, бессонница, усталость, улучшается состав крови.

Шитье предметов интерьера

Лечит головные боли, связанные с погодными условиями, снимает, нервные стрессы, усталость глаз, шум в ушах, отеки век и пальцев.

Шитье мягких игрушек, думок

Лечит аллергии, депрессии, агрессивность, мании, вялость, сонливость, болезни рук, помогает при физической и умственной усталости, нарушении координации, нарушений в работе вестибулярного аппарата, нарушениях функций мозга, потере ориентации во времени, снижает давление.

Пэчворк, квилт (лоскутная техника)

Лечит головные боли, различные новообразования в организме, озноб, аллергию на шерсть, боли в ногах и судороги, простуды и воспаления дыхательных путей, болезни голосовых связок, носовые кровотечения, плохую свертываемость крови, нарушение кровообращения в ногах, заторможенность.

Выжигание по дереву

Снимает напряжение, нервные тики, помогает при лечении хронических заболеваний простудного характера, болезней желудка, ускоряет лечение при растяжении связок, уменьшает болевые ощущения во время судорог, нормализует давление. Дымом дышать нельзя. При аллергических заболеваниях и особой чувствительности к запахам заниматься выжиганием не рекомендуется. Также не следует приносить домой работу по выжиганию, выполненную в другом месте.

Резьба и роспись по дереву

Лечит близорукость, помогает при аллергическом дерматите, травмах, ушибах, гематомах, лечит гастрит, бронхит, одышку, нарушения вестибулярного аппарата, сонливость, нервный кашель, различные фобии.

Макраме

Лечит болезни сердца и почек, нервные головные боли, желудочные боли, облегчает спазматические боли мышц, боли в костях, снимает раздражение, волнение, сонливость. Не рекомендуется заниматься макраме людям с чувствительной кожей и плохой свертываемостью крови.

Фриволите

Помогает при поражениях центральной нервной системы, при лечении воспалительных процессов, гипертонии, болях в суставах, полиартритах, головных болей, при судорогах ног, носовом кровотечении, растяжении связок, повышенной чувствительности кожи, нарушениях в работе вестибулярного аппарата.

Бисероплетение

Лечит бессонницу, рассеянное внимание, головные и зубные боли, нарушения обмена веществ, хронические заболевания дыхательных путей, судороги.

Вязание на спицах

Лечит сердечно-сосудистые заболевания, расстройства пищеварения, зубные и головные боли, болезни нервной системы, помогает при травмах позвоночника, сотрясении мозга, способствует скорейшему выходу из депрессий и помогает переносить тяжелые потрясения.

Вязание крючком

Помогает избавиться от головных, зубных и ушных болей, лечит простудные и кардиологические заболевания, склероз, заторможенность нервных процессов.

Еще одно преимущество вязания, наверное, самое основное – это отличная возможность придать вашему интерьеру в доме неповторимость, нарядить себя и домочадцев в эксклюзивные вещи, порадовать окружающих новыми интересными вещами и поделками.

Ручное вышивание

Лечит головные боли и шум в ушах, умственную усталость, нервное перенапряжение, растяжения связок, профессиональные заболевания рук и ног, пищевые расстройства, кровеносной и лимфатической систем.

Вышивкой, в разных странах занимались как простые крестьянки так и некоторые царицы, княгини, боярыни, купеческие жены.

В наше время очень дорого ценятся вышитые гладью и крестиком картины и предметы интерьера, сделанные вручную: мебель, резные статуэтки, скатерти, салфетки, прихватки, полотенца и т.д. Особое место занимает вышитая одежда, вышивка на одежде всегда уникальна и не оставит владелицу такой вещи незамеченной.

Вы даже не догадываетесь, но люди, которые ежедневно находят время для рукоделия, не только живут дольше, но и меньше страдают от лишних килограммов. Полчаса за пяльцами приносят им гораздо больше радости, чем пирожные или шоколад! Медики подтверждают: хобби - отличное средство от ненужных килограммов. Обычно лишний вес появляется в результате эмоционального переедания, когда еда превращается в способ переключиться, получить удовольствие. Замена чревоугодия на творчество дает шанс не только сохранить здоровье, но и быть в хорошей форме и приподнятом настроении. Творческий процесс активно задействует мозг, особенно зоны, отвечающие за обработку невербальной информации: воображение, пространственную ориентацию, интуицию и эмоции.


Зачем нам нужна технология? Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. Я считаю, что технология в школе – очень нужный предмет. Он позволяет учащимся «отдохнуть» от точных наук, больше поработать руками, нежели головой, хотя и в нашем деле ясный ум не повредит, а только поможет. А еще известно, что нервные окончания мозга находятся на кончиках пальцев, поэтому, работая руками, мы развиваем и наш ум. Занимаясь разными видами деятельности на уроках, учащиеся имеют возможность попробовать себя в разных творческих профессиях, понять, что их привлекает в жизни. Я думаю, что наш предмет сыграет свою роль при дальнейшем выборе ребятами будущей профессии. Но самое главное, что несет наш предмет – это возможность творчества. В наше время прикоснуться к прекрасному, создать своими руками красивую вещь, сделать кому-то подарок своими руками – поистине глоток воздуха в нашем техногенном мире. Хочется, чтобы народные промыслы, ручной творческий труд не ушли в прошлое, а возрождались вновь и вновь, неся людям радость.


Создание одежды – это сложный многоэтапный процесс, в котором заняты специалисты самых разных профессий. Художники-модельеры проектируют новые модели одежды. Модельеры – конструкторы разрабатывают чертежи конструкций этих моделей, по которым затем изготовляются лекала для кроя. Инженеры-технологи продумывают в деталях весь процесс технологического исполнения моделей. Портные непосредственно занимаются пошивом одежды, т. е. специалисты, которые могут выполнить технологическую обработку любого узла одежды и собрать все детали в готовое изделие. Дизайнеры одежды, интерьера, ландшафта. Выбор ткани – дело сложное. Не каждая ткань подходит по фактуре, расцветке, предназначению. Голубые глаза становятся ярче от голубых и синих цветов, а карие кажутся более глубокими и выразительными в сочетании с коричневыми тонами одежды. Белый цвет делает, светлую блондинку несколько белесой, особенно зимой и весной, когда сходит загар, но одновременно подчеркивает нежность ее кожи; шатенку с бело-розовой кожей белый цвет, безусловно, освежит; брюнетку с такими же типом кожи он сделает фарфорово-белой, а волосы ее выгодно выделит. Синий цвет прекрасно подходит белокожим, а вот для темной кожи он не годится – подчеркивает желтизну лица. Блондинкам, как правило, идет голубой и синий цвет, золотистые волосы прекрасно сочетаются с зеленым; шатенок выгодно оттеняет розовый и гранатовый цвет; брюнеткам к лицу красный, вишневый, зеленый, желтый. Выбор ткани значительно зависит от особенностей фигуры: светлые тона несколько полнят, темные делают ее более стройной.


Термины, которые используются при шитье. При машинных работах. Обметать – обработка открытых срезов зигзагообразной строчкой, это предотвращает их осыпание. Обстрочить – отделочная строчка по краю изделия или детали. Можно обстрочить клапан, пояс или карман. Настрочить – соединение двух деталей настрочным швом. Застрочить – закрепление машинной строчкой подогнутого края или припуска на шов. Втачать – соединение стачных швом двух деталей по выпуклым и вогнутым срезам. Обтачать – соединение обтачным швом двух деталей, которые в дальнейшем вывертываются. Притачать – соединение стачным швом мелкой детали или части детали с основной либо более крупной. Стачать – соединение стачным швом двух или нескольких деталей, приблизительно одинаковых по размеру, также двух срезов одной детали. При ручных работах. Сметать – временное соединение двух или нескольких деталей сметочными стежками. Приметать – временное прикрепление к основной детали мелкой сметочными стежками. Наметать – временное соединение двух деталей сметочными стежками. Этот прием используют, как правило, тогда, когда одна деталь с подогнутым краем накладывается на другую. Заметать – временное закрепление подогнутого края сметочными стежками. Вметать – временное соединение двух деталей сметочными стежками по выпуклым и вогнутым линиям. Пришить – прикрепление к изделию фурнитуры, украшения, отделки.


Техника безопасности Иглы и булавки 1. Иглы хранить в подушечке или игольнице. 2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку. 3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие. 4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески, не оставлять иголку в изделии. 5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться. 6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться. 7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки. Ножницы 1. Ножницы хранить в определенном месте – на подставке или рабочей коробке. 2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия. 3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. 4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями. 5. Следить за движением и положением лезвий во время работы. 6. Использовать ножницы только по назначению.


Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе на швейной машине Санитарно-гигиенические требования 1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди. 2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед. 3. Стул должен стоять против иглы. 4. Расстояние между работающим и машиной должно быть см. 5. Ноги должны опираться всей ступней на пол или подставку. Правила безопасной работы 1. Волосы спрятать под косынку. 2. На швейную машину не класть посторонние предметы. 3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл. 4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины. 5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса. 6. Перед работой проверять исправность электрического шнура. 7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя. 8. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.


Правила работы на швейной машине. 1. Маховое колесо вращать только на себя. 2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью. 3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки. 4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета). 5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы с правой стороны. 6. Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 810 см. 7. По окончании работы поднимать иглу и лапку, отодвигать ткань в сторону, подтягивать нити и обрезать их, используя нож, расположенный на рукаве швейной машины. 8. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки. 9. По окончании работы подложить кусочек ткани под лапку и выключить электрическую швейную машину. Правила безопасности при работе электрическим утюгом 1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура. 2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки. 3. Ставить утюг на подставку. 4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура. 5. По окончании работы утюг выключить.

error: