Колонки радиотехника 35ас 1 схема модернизации. Колонки S90: технические характеристики, схема

Нижняя граница воспроизводимого громкоговорителем диапазона частот определяется основной резонансной частотой головки. К сожалению, в продаже очень редко бывают головки, имеющие основную резонансную частоту ниже 60-80 Гц. Поэтому для расширения диапазона рабочих частот акустических систем весьма актуальной представляется возможность снижения основной резонансной частоты используемых в них головок. Как известно, подвижная система головки (диффузор со звуковой катушкой) в области основного резонанса представляет собой простую колебательную систему, состоящую из массы и гибкости подвеса. Резонансная частота такой системы определяется формулой:

Где m - масса диффузора, звуковой катушки и присоединенной массы воздуха, г, С - гибкость подвеса, см/дин.

Улучшение звучания 35АС-1 и ее модификаций

Трехполосную акустическую систему 35АС-1, разработанную около 10 лет назад в конструкторском бюро «Орбита» рижского производственного объединения «Радиотехника», можно без преувеличения назвать родоначальницей семейства АС, сделавших реальностью высококачественное звуковоспроизведение в домашних условиях. По тем временам 35АС-1 была лучшей не только среди отечественных бытовых громкоговорителей, она звучала лучше многих АС зарубежных фирм.

В 1979 году на основе 35АС-1 (изменениям подверглись разделительный фильтр и передняя панель акустического оформления) была создана 35АС-212 (S-90), которая в настоящее время выпускается несколькими предприятиями под названиями 35АС-012 и 35АС-016. К сожалению, сегодня эти АС уже не удовлетворяют возросшие запросы любителей высококачественного звучания.

Как показали исследования, проведенные на кафедре радиовещания и электроакустики Московского электротехнического институт связи (МЭИС), наиболее слабое звено АС - среднечастотная головка 15ГД-11А. Частотная характеристика этой головки имеет резкий спад выше 4,5 кГц, что практически исключает возможность получения «яркого», «прозрачного» звучания в области средних частот. Есть у нее и другой недостаток - большая масса подвижной системы, с которой можно успешно бороться введением акустического демпфирования .

20ГДС-4-8 в качестве низкочастотной

Известно, что низкочастотные головки бывают в продаже крайне редко. Гораздо чаще в магазинах можно встретить среднечастотные динамические головки 20ГДС-4-8 (старое название 15ГД-11). При необходимости их можно использовать в качестве низкочастотных путем увеличения гибкости гофрированной центрирующей шайбы [Л]. С этой целью из нее удаляют два противоположных сектора по 90 градусов каждый (см. рис.) Удаляемые части аккуратно вырезают тонким острым скальпелем так, чтобы на срезе не оставалось бумажных хлопьев и отдельных нитей. Края образовавшихся отверстий промазать вибропоглащающей мастикой

Radiotehnika 35АС-012, Radiotehnika S-90, Радиотехника 35АС-012, Радиотехника S-90

На нынешний момент я являюсь счастливым обладателем колонок Radiotehnika S-90.

Рассмотрение акустики в штатном состоянии

Для начала следует конкретизировать полное название акустики – 35АС-012. Из их номера сразу становится ясно, что мы имеем дело с акустикой высшего класса, по советским меркам, то есть с акустикой имеющей очень высокие характеристики. Следует оговориться сразу, что по советским меркам это была не самая лучшая акустика, а обыкновенная рядовая рабочая лошадка. Была акустика, которая имела более сбалансированное звучание, например те же самые Кливера/Корветы 35АС-008.

Но как говорится, имеем то, что имеем. Вернемся немного назад к моменту их покупки. Брал я их у своего знакомого за 50$, когда я к нему пришел, то при виде декоративных решеток, защищающих звукоизлучающие головки, мне захотелось плакать, они были помяты и при том очень жестоко (пострадали в основном решетки верхнечастотного и среднечастотного динамика). Но это меня не испугало, так как то, что продавалось у нас на рынке стоило минимум 100$, а качество динамиков заслуживало не больше 3, а в этих колонках динамики смотрелись на 5. В общем забрал я эти колонки к себе домой. При подключении их к усилителю звук получался довольно достойный. Но тем не менее следует отметить два недостатка, 1 из которых присущ всем 35АС-012, а как оказалось и всем ее клонам 35АС, в тои или иной мере.

Первый из недостатков который меня просто убил на месте, это непонятный призвук при работе басовика, очень похожий на то, что к динамику сзади что-то прилепили, и теперь это что-то вибрирует, как обнаружилось позже это была капля припоя, которая прилипла к диффузору с обратной стороны. Второй недостаток заключался именно в динамике среднечастотном 15ГД-11А – по старому стандарту и 20ГДС-1-8 по новому (эти динамики шли в большом количестве модификаций по этой причине какой стоит у вас отследить крайне сложно). И снова небольшое отступление, в котором я скажу, что различия в стандартах заключаются в обозначении мощности, то есть по старому стандарту указывалась номинальная мощность динамика, а по новому стандарту указывается паспортная мощность (из курса звукотехники:

  1. Номинальная мощность динамика это такая мощность динамика, при подведении которой он работает с уровнями гармонических искажений не выше допустимого
  2. Паспортная мощность (часто ее еще называют шумовой): это такой уровень подводимой мощности к динамику, при котором уровень гармонических искажений равен десятикратному уровню при номинальной мощности).

Также введено дополнительное деление на частотные диапазоны головок, которое теперь указывалось в названии динамика, в частности это третья буква.

Так вот недостаток этого динамика заключается в том, что он часто начинает резонировать на большой громкости и тем самым портит звуковую картину, а как известно среднечастотный динамик имеет решающее значение в формировании звуковой картины.

Рассмотрим теперь по порядку все динамики, которые имеем в наличии:

1)Низкочастотный – 30ГД2, он же 75ГДН-1-4(8):

Назначение - применение в закрытых и фазоинверсных выносных акустических системах бытовой радиоаппаратуры высшей группы сложности в качестве НЧ звена при работе в помещениях. Головка громкоговорителя электродинамического типа, низкочастотная, круглая, с неэкранированной магнитной цепью. Диффузородержатель изготовлен методом литья под давлением из алюминиевого сплава. Диффузор конусный изготовлен из бумажной массы с пропиткой. Подвес - торроидальной формы - из резины. Центрирующая шайба изготовлена из ткани с пропиткой.

Также хочу добавить, что в динамики относительно тяжелый купол и применен резиновый подвес, что портит качество баса, он становится бале слитный и гулкий чем у динамиков с более легкой массой подвижной части и поролоновым подвесом. Но следует учитывать, что на бас влияет не только конструкция а и непосредственно акустическое оформление, по этой причине данные траблы можно немного устранить и динамик будет играть достойно. С другой стороны за счет резинового подвеса динамик получился очень надежным и практически не убиваемым, а поролоновый подвес в скором времени рассыпается из-за наличия серы в воздухе и динамику необходим ремонт.

Назначение - применение в закрытых и фазоинверсных выносных акустических системах бытовой радиоаппаратуры 1-й и 2-й группы сложности в качестве среднечастотного звена при работе в помещениях. Головка громкоговорителя электродинамического типа, среднечастотная, круглая, с неэкранированной магнитной цепью. Диффузородержатель изготовлен методом литья под давлением из алюминиевого сплава. Диффузор конической формы и колпачок сферической формы изготовлены из бумажной массы с пропиткой. Подвес торроидальной формы - из пенополиуретана. Центрирующая шайба изготовлена из ткани с пропиткой.

Вот собственно и фото сего чуда техники:

Стоить сказать что на хорошей громкости он прилично коверкает звучание, но как показала практика данная проблема очень легко решается и при том весьма просто.

Назначение - применение в закрытых акустических системах бытовой радиоаппаратуры высшей группы сложности в качестве высокочастотного звена при работе в помещениях. Головка громкоговорителя электродинамического типа, высокочастотная, круглая, с неэкранированной магнитной цепью. Установочный фланец и акустическая линза изготовлены из пластмассы. Куполообразная диафрагма с подвесом изготовлена на основе полиэтилентерефталата.

В общем звучат неплохо только вот настройка фильтров проходит близко к резонансным частотам.

При более близком рассмотрении акустики (особенно изнутри) начинаешь ужасаться качеству сборки, по этой причине приступим к доработке. Дорабатывать будем по максимально простой схеме, не вмешиваясь в фильтры, так как не имея специализированной аппаратуры там делать нечего. Кого заинтересует вот схема акустики:

Доработка 35АС-012

Опишу по порядку все стадии улучшения, которые прошли мои колонки:
1. Разборка:

  • Прежде всего относим их в укромное местечко (имеется в виду комната) в котором наши подопытные не будут доступны для детей (если они есть) и прочих членов семьи. Ложим акустическую систему на спину и начинаем ее разбирать.
  • Теперь снимаем декоративные накладки со всех динамиков и откладываем их в сторону.

Вот и они:

После чего достаем динамики. ВНИМАНИЕ при откручивании басового динамика (вч и сч динамик крепится теми же винтами, что и декоративная накладка, а нч динамик крепится отдельно от накладки) будьте предельно осторожны, так как если соскочит отвертка то вы его изуродуете. Потом паяльником отпаиваем провода соединяющие фильтр и динамики, и смело прячем динамики в укромное место.

  • Снимаем крышку фазоинвертора и вытаскиваем сам фазоинвертор, при чем это необходимо делать максимально бережно, так как работаем с пластиком, а он может легко поломаться. После чего прячем и эти детали в укромное место.
  • Теперь беремся за регулятор/регуляторы ВЧ/СЧ звеньев. Для их демонтажа необходимо удалить декоративную заглушку в центре регулятора, после чего выкрутить открывшийся винт и снять ручку регулятора. После этого аккуратно поддеваем оставшуюся пластиковую облицовку при помощи двух стамесок и аккуратно ее вынимаем, потом откручиваем 4 винта крепящих сам аттенюатор и теперь его можно вытолкнуть внутрь корпуса. Выталкиваем его и отпаиваем от фильтра. Откладываем его в сторону, в дальнейшим над ним надо будет немного поколдовать. Кстати стык корпуса аттенюатора и корпуса колонки обильно покрыт уплотнительным вязким веществом, лично я его использовал повторно когда собирал на место но можно применить герметик или пластилин.
  • Вытаскиваем мешочки ваты, которые по идее лежат в вашей акустической системе и откладываем.
  • Демонтируем панель с фильтрами, она прикручена к корпусу винтами, предварительно отпаяв провода от выхода сзади акустической системы. Откладываем в сторону, так как с ними будет проведено еще много времени за работой.
  • Наконец снимаем панель с клеммами с задней крышки АС и откладываем.

Вот вроде бы проведена большая работа, но на самом деле это всего лишь капля в море. Впереди предстоят более интересные и трудоемкие работы.

2. Восстановление внешнего вида:

Для этой цели мы берем снятые нами раньше решетки и накладки с динамиков, ровняем их, тщательно зашкуриваем, обезжириваем и красим в несколько слоев автомобильной краской (которая в баллончиках) несколько раз и оставляем сушиться. Сразу оговорюсь, что я восстанавливал решетки только по той причине что у меня маленький ребенок, который может повредить динамики, в противном случае самым простым решением будет отказ от решеток как таковых, так как в звук они привносят только минусы, тут уже думайте сами.

3. Доработка корпуса акустической системы:

Тут на самом деле все очень просто, и осуществляется в несколько этапов:

  • По желанию корпус можно усилить. Что это нам даст? Более четкий и ровный бас, так как корпусные панели будут меньше вибрировать и соответственно будут меньше привносить призвуков в басовую составляющую звука. Как это делать? Тут уже сугубо дело каждого, так как, сколько людей, столько и решений. В общем, все заключается в установке распорок, установки дополнительных уголков в стыках стенок акустической системы, установки ребер жесткости на стенки колонки. Лично я ограничился вклейкой дополнительных уголков на стыках. Также можно плотно проклеить все стыки. К сожалению фото предъявить не смогу так как вся акустическая система уже задемпферирована поролоном.
  • Герметизация всех стыков и швов. Осуществляется очень просто при помощи различных материалов. Например я использовал сантехнический герметик. Процедура проста: покрываем стыки герметиком и аккуратно размазываем его пальцем, тем самым плотно заделывая возможные щели.
  • В строительном магазине покупаем поролон толщиной 10мм (лично я выбрал такую толщину, слишком большую не берите так как задушите корпус) и клеем приклеиваем его ко всем стенкам, кроме передней. Таким образом мы демпферируем корпус, тем самым повышая его виртуальный объем.

Для этого покупаем в магазине клемники с золочеными разъемами универсального типа. Так как у S-90 клемник сам по себе большой, а новые маленькие, то демонтируем с клемников разъемы и устанавливаем их на корпус от клемника S-90. После чего смазываем установочное место на герметиком (не жалейте, излишки потом вытрите) и ставим все это на место, закручиваем шурупы. Вот фотография того что у вас по идее должно получиться:

5. Переходим к переделке и установке на место фильтра:

  • Прежде всего внимательно рассмотрите фильтр, внимание уделяйте крепежу деталей, так как часто катушки индуктивности крепились при помощи металлических шурупов, что сразу сбивает настройку фильтра.
  • Если были проблемы в крепеже, доведите его до конца исключив металлические детали из крепежа. Также бывают случаи сборки фильтра на металлической пластине, тогда перенесите фильтр на панель из фанеры.
  • Берем в руки листик, ручку и внимательно перерисовываем все элементы схемы, восстанавливая так сказать саму схему фильтра, потому что параметры динамиков гуляли и по этой причине на заводе могли поменять схему фильтра. Кстати аттенюатор из схемы исключаем, он просто портит звук.
  • Теперь берем в руки паяльник (желательно ват на 100) и разбираем фильтр, а точнее просто устраняем все перемычки которые стояли с завода.
  • Теперь собираем фильтр, вместо перемычек теперь будем использовать кабель из бескислородной меди сечение 4 мм 2 , кабель можно купить в любом магазине автозвука. Следует также отметить что сильно дорогой кабель брать не стоит, так изменения в качестве звука будут малозначительны, а вот затраты просто колоссальные.
  • После сборки фильтра припаиваем провода которые будут идти на динамики исходя из: для НЧ звена 4 мм 2 , для СЧ звена 2,5 мм 2 , для ВЧ звена 2 мм 2 .
  • Cтавим фильтр на место, после чего припаиваем к нему клемники (соблюдайте полярность, иначе потеряете звуковую картину).
  • Самым последним шагом является прокладка проводов к динамикам, фиксация их и закрывание фильтра поролоном.

Получится что-то подобное этим фотографиям:

6. Установка аттенюатора:

  • Убираем с него все сопротивления.
  • Ставим его на место.
  • Тщательно герметизируем.
  • Дополнительно закрываем поролоном (я закрыл только его на передней стенке)
  • Устанавливаем до конца все декоративный панели.

7. Установка фазоинвертора:

Тут все просто, ставим его назад на герметик, внимательно следим, чтоб его не зажимало нигде поролоном, так как это собьет его настройку.

8. Устанавливаем на место накладку на фазоинвертор:

Ставим также как и снимали, только ставьте ее на герметик и на новые шурупы, так как панель сама по себе часто гремит на басах. Хорошо загерметизируйте стык панели и фазоинвертора.

9. Приступаем к установке на место динамических головок:

  • А) Устанавливаем ВЧ головку:

1) Снимаем ту пародию уплотнителя, который стоит на ней (сзади какая-то, толи резинка толи картонка).
2) Вырезаем новый уплотнитель, прекрасно подойдет коврик от мышки, в частности черная пористая основа.
3) Припаиваем провода к динамику и устанавливаем его на место.
4) Ставим на место декоративную накладку (решетку по желанию) и туго затягиваем винтами.

  • Б) Устанавливаем СЧ головку:

1) Из поролона делаем цилиндр, такого размера, чтоб в него влезал наш бокс. Ставим этот цилиндр внутри колонки и пропускаем через него кабель, который выводим наружу.

2) Пропускаем провод через бокс (скорее всего придется расширить отверстие), после чего ставим бокс на место, регулируем длину провода и герметизируем отверстие в которое пропущен провод.
3) Припаиваем провода к динамику.
4) Теперь ответственный этап – демпферирование среднечастотной головки. Для этого сшиваем из поролона цилиндрик, такого размера, чтобы он туго одевался на рамку динамика и закрыл все окошки.

5) Заполняем бокс ватой, предварительно распушив ее.
6) Ставим на место динамическую головку, решеточку (по желанию) и рамку и закручиваем.

1) Предварительно заложим обратно мешочки с ватой которые извлекали во время разборки колонок. Припаиваем провода к головке. Провода которые припаяны к головке я подвязал к раме, чтоб они не бились о диффузор, потому что есть вероятность того что когда вы поставите динамик на место провода согнутся и попадут в окошко диффузородержателя.

2) Делаем прокладку из пористого материала, можно например
применить оконный уплотнитель и аккуратно ставим динамик на место.
3) Закручиваем крепежные винты. Большие усилия не прилагайте, тогда динамик будет подпружинен прокладкой и это позволит уменьшить энергия колебаний передаваемых корпусу.
4) Ставим на место решеточку (по желанию) и декоративную накладку. Если вы все-таки поставили решеточку, то я советую вырезать из поролона маленькие треугольники и положить на динамик в месте его крепления, это исключит вибрации решетки, а следовательно и уберет призвуки на большой громкости.

Придумал это решение уже давно, более подробно смотрите на фотографии:

Заключение:

После доработки все слушатели (их было немного, человек пять, но от них я просил максимально честной информации) отметили более нежные и мягкие басы, намного более чистую середину, верха остались практически без изменения (мне показалось, что стали немного чище). Также акустика стала спокойно брать более высокие громкости.

В заключение хочется сказать, что предложенный метод является самым дешевым, простым и доступным. Все компоненты, безусловно, можно еще неоднократно дорабатывать или менять. Например, вместо поролона можно применить войлок (натуральный) это по идее даст лучшие результаты, чем поролон, также неплохо применить вибромастики. Многие советуют заменить 15ГД-11А на широполосник 5ГДШ, по мне это идея плохая, но это дело каждого. 10ГД-35 – советуют лечить режекторным фильтром, 15ГД-11А дорабатывать на основе половинок от теннисного шарика (между прочим идея довольно интересная, сам не делал так как не имею таких динамиков в запасе).

На данный момент есть в наличии два динамика 6ГД-13 (считались лучшими в совковые времена), так что возможно в скорее отпишусь что получилось.

И пожалуй на последок скажу, что если вы поклонник MP3 музыки и у вас недорогая исходная аппаратура – то может и не стоит так сильно заморачиваться, хотя я извлекая звук из звуковой карты Creative Sound blaster 24 bit отличия услышал. Также следует отметить, что огромное значение на звук оказывает комната, в которой производится прослушивание музыки.

Меломаны постоянно заводят споры о том, какую акустическую систему выбрать для комфортного прослушивания музыки в домашних условиях. И это неспроста: весь контингент разделился на два лагеря. Первые считают, что стоит выложить кругленькую сумму за покупку крутой Hi-Fi (или того лучше Hi-End) системы, чтобы быть счастливым и забыть о головных болях насчет этой темы на всю оставшуюся жизнь. Но есть и те, кто не готов отдать накопления всей своей жизни за дорогую акустику (вместо положенного автомобиля или квартиры), поэтому и считают лучшим вариантом приобретение более простой аппаратуры либо же доработку старой доброй классики до хорошего звучания.

В данной статье речь пойдет об одной из популярнейших аудиосистем еще производства времен СССР, которая не смогла оставить равнодушным ни одного своего обладателя. Колонки S90, технические характеристики которых способны будоражить сознание и по сей день, стали одним из самых высоких достижений советской фирмы «Радиотехника».

Модели колонок

Самое первое, что стоит упомянуть, это настоящее и полное наименование модели колонок - 35АС-012. Немаловажным фактором является и то, что данная акустика выпускалась в нескольких вариациях. Самые популярные из них - S90 и S90B. Также существовали модели S90i, S90D и S90f, но они не получили большого распространения и в настоящее время почти не встречаются.

Модель с постфиксом «B» отличалась от обычных «девяностых» более широким диапазоном воспроизводимых частот. Также значимым отличием было введение индикатора электрической перегрузки динамиков. Рекомендуемое значение мощности высококачественного усилителя для данных колонок находится в диапазоне от 20 до 90 Ватт. Стоит также отметить, что «Радиотехника» S90, S90B (и другие модификации) были первыми моделями акустических систем, которые удовлетворяли международным требованиям к аппаратуре категории Hi-Fi.

Конструкция

Корпус, в который заключены колонки S90, является, по сути, неразборным прямоугольным ящиком, изготовленным из Облицовкой служит фанерованный шпон из ценных пород дерева. Стенки колонок в толщину достигают 16 мм, лицевая панель выполнена из фанеры толщиной 22 мм. Внутренние стыки стенок корпуса соединены специальными элементами, которые увеличивают жесткость и прочность конструкции, но не препятствуют качественному звучанию.

Если взглянуть на устройство спереди, то динамики располагаются в следующем порядке (сверху вниз): ВЧ-динамик, СЧ-динамик и НЧ-динамик. Также на передней панели колонки S90 можно увидеть график АЧХ (амплитудно-частотной характеристики) и отверстие фазоинвертора. Тогда как АЧХ располагается сверху либо снизу (в зависимости от модели акустики), фазоинвертор всегда находится в нижней части. Сделано это из соображений правильной конструкции для лучшего звучания и придания колонкам хороших басов.

Колонки S90: характеристики

Если брать в пример обычные S90, то в них установлены динамические головки прямого излучения. Точнее, высокочастотная головка 10ГД-35, среднечастотная головка 15ГД-11А и низкочастотная головка 30ГД-2 (в более поздних моделях - 75ГДН-1-4).

Оснащена двумя ступенчатыми регуляторами уровня воспроизведения для регулировки СЧ и ВЧ в диапазонах от 500 до 5000 Гц и от 5 до 20 кГц. Каждый регулятор перемещается в трех фиксированных положениях. В положении «0» для сигнала с разделительного фильтра нет никакого препятствия, и он подается непосредственно на соответствующую головку. При использовании положений «-3 дБ» и «-6 дБ» сигнал ослабляется в 1.4 и 2 раза соответственно по отношению к положению «0». С помощью переключения выбранного регулятора можно произвести изменения в тембральной окраске звучания.

Паспортная мощность колонок S90 - 90 Ватт, тогда как номинальная - 35 Ватт. Показатель номинального электрического сопротивления в данной акустической системе находится на отметке в 4 Ома, а диапазон частот, доступных для воспроизведения, колеблется в промежутке от 31,5 Гц до 20 кГц. Номинальное звуковое давление же у S90 - 1.2 Па. Хочется отметить достаточно внушительные размеры одной колонки - 71,0 х 36,0 х 28,5 см, а суммарная масса всей системы достигает 30 кг.

Схема АС и подключение к источнику звука

Для того чтобы понять, стоит ли заниматься доработкой любой акустической системы, нужно изучить все данные и аспекты аппаратуры. Ниже приведена электрическая схема колонок S90. Разобраться в ней сможет каждый даже начинающий радиолюбитель, нужно лишь иметь хотя бы базовые знания.

Еще одним немаловажным моментом является правильное подключение акустической системы. Ведь если что-то пойдет не так, еще при подключении можно, того не желая, вывести аппаратуру из строя. Чтобы понять, как подключить колонки S90, не нужно быть профессионалом. Главное, иметь с усилителем не менее 20 Ватт (при этом, скорее всего, звук будет недостаточно громким для больших помещений), но и не более 90 Ватт. В случае превышения допустимого значения мощности усилителя пользователь рискует остаться без акустики ввиду ее поломки. Для подключения же потребуются обычные провода для акустики, которые необходимо соединить с клеммами на каждой колонке и на усилителе. Главным условием подключения является соблюдение полярности.

Доработка 35АС-012

Как становится ясно из описания выше, сама по себе имеет неплохие технические характеристики и способна на «раскачку» даже небольших общественных помещений. Но для домашнего использования самый изысканный меломан предпочтет доработать колонки S90 своими руками. А все потому, что собранные более двадцати (а то и тридцати) лет назад акустические системы фирмы «Радиотехника» уже в те годы не обладали высоким качеством сборки и используемых материалов.

Разбор

В том случае, если акустика была приобретена в б/у состоянии и на данный момент неплохо потрепана жизнью, стоит придать значение внешнему виду. Для этого нужно разобрать колонки S90, предварительно положив их на «спину».

При снятии динамиков нужно учесть, что ВЧ- и СЧ-головки крепятся к корпусу с помощью тех же винтов, что и и накладки. НЧ-динамик же крепится отдельно, и нужно быть максимально осторожным, чтобы не повредить его при откручивании.

Регуляторы ВЧ/СЧ демонтируются намного проще, чем кажется. Всё, что потребуется сделать, - это аккуратно снять декоративные заглушки, которые находятся в центре каждого регулятора. После этого с помощью отвертки необходимо выкрутить винт, открывшийся взору, и снять саму ручку регулятора. Пластиковую облицовку необходимо бережно приподнять с двух сторон с помощью плоских предметов и достать, а оставшиеся под ней четыре винта открутить. После можно подтолкнуть внутрь колонки S90, не забыв отпаять его от фильтра.

Мешочки ваты, находящиеся внутри корпуса, нужно достать. Опять же, если прошлый владелец колонок не забыл их вернуть на место в случае разбора.

Следует предварительно отпаять панель с фильтрами от выхода с задней стороны АС, после же ее нужно демонтировать, открутив винты. Теперь можно снять панель с прикрепленными к ней клеммами.

Внешний вид и корпус

Если решетки и декоративные накладки динамиков «устали», то стоит их выпрямить и покрасить, предварительно зашкурив и обезжирив. Это придаст свежесть виду колонок. Корпус колонки S90 со временем расшатывается, и его можно усилить по желанию. Это приведет к лучшему звучанию НЧ-динамика.

Сделать это можно различными способами, в том числе установкой распорок и дополнительных уголков внутри. Также необходимо обратить внимание на герметизацию всех стыков и швов с помощью обычного сантехнического герметика. Ко всему прочему можно проклеить поролоном внутренние стенки корпуса (кроме передней), что позволит повысить объем последнего.

Клеммы и фильтр

Знающие радиолюбители советуют заменить стандартные клеммы подключения акустики на клеммы универсального типа с позолоченными разъемами. Установочное место необходимо смазать герметиком и поставить панель с клеммами на место.

Немалое внимание стоит уделить и звуковому фильтру. Если он был прикреплен к корпусу металлическими шурупами, то настройка фильтра будет сбиваться. Известны случаи, когда фильтр был собран на металлической пластине. Исправить это следует перенесением всех узлов на панель из фанеры. Схема самого фильтра могла быть изменена на заводе-изготовителе в связи с различными параметрами динамиков, поэтому стоит убедиться, что все собрано по ГОСТу. Если же в фильтре присутствуют перемычки, то их необходимо выпаять и заменить, к примеру, кабелем из бескислородной меди с сечением площадью 4 мм 2 . Стоит убрать из схемы аттенюатор, так как он попросту искажает звук, и заменить провода, использующиеся для подключения динамиков к фильтру.

Для НЧ-динамиков подойдет провод сечением площадью 4 мм 2 , для СЧ-динамиков - площадью 2,5 мм 2 , для ВЧ-динамиков - площадью 2 мм 2 . После таких нехитрых действий фильтр нужно вернуть на место и закрыть поролоном.

Динамики и прочая "мелочь"

Для динамиков следует вырезать новые уплотнители. Сделать это можно с помощью дешевых или просто изживших свое ковриков для компьютерной мыши. Это самый простой вариант. После этого стоит вернуть их на свои посадочные места и поставить декоративные накладки и сетки.

Перед установкой на место регуляторов, придется выпаять из них все сопротивления. При установке их на место обязательно нужно применять герметик, как и при установке фазоинвертора.

Путем таких нехитрых манипуляций колонки S90 приобретают новую жизнь. Качество звука становится на порядок выше, несмотря на небольшие затраты. В итоге можно сказать, что если нет денег на дорогую акустику формата 2.0, можно воспользоваться подобным вариантом и стать счастливым обладателем проверенной временем АС «Радиотехника» S90. Если случилось так, что в наличии имеется только половина АС, не стоит расстраиваться. Ведь примечательно, что колонка S90, фото которой можно найти практически на любом сайте любителей акустики времен СССР, может работать одна и давать при этом неплохой результат.

Прослушивая музыку на моих 35АС-1, с каждым днем мне все больше надоедало их звучание. Я давно слышал о доработке АС, но почему-то раньше не очень обращал на это внимания. Но потом все-таки решил попробовать. Полазив в интернете, я нашел множество информации о доработках 35АС-212 (S-90) и 35АС-1, и я взялся за дело.

1. Корпус.
Первым делом я разобрал акустическую систему. Открутил переднюю панель, динамические головки, вынул вату, снял фильтр и фазоинвертор.

Затем укрепил заднюю стенку ящика, установив два рейки через весь корпус толщиной и шириной 20мм и распоркой (см. фото), закрыл отверстия на лицевой панели где были стакан от среднечастотной головки, высокочастотная головка и переключатели. Я забивал фанерой толщиной 10мм клей ПВА. На месте стакана вырубал новые отверстия для среднечастотника и пищалки. (см. Фото). На среднечастотник поставил пластмассовый стакан (подобный S-90), но обычно лучше ставить деревянный. Внутри все стенки обклеил поролоном товщиною18мм (войлоку не нашел) но перед тем нужно под ним проложить провода ВЧ и СЧ головок (этого я не сделал, поспешил). Фазоинвертор укоротил на 10см настроив его на другую частоту (меньше бубнить) и также обклеил сверху его поролоном. Ящик обтянул обшивочной тканью черного цвета.

2. Фильтр.
Начал я с того что выбросил переключатели тембру и ненужные резисторы, для этого может понадобиться схема (в интернете ее найти не тяжело) .После этого все детали фильтра переместил на деревянную дощечку из фанеры 8мм. Катушки индуктивности не рекомендуется приварачевать, нужно брать на клей. Перепаял все соединительные провода фильтра на аудио кабель (хотя бы самым дешевым) Провода что ведут к головкам припаял напрямую к фильтру а не друг через друга. На низькочастотник толстый провод не меньше 2мм?, на среднечастотник не тоньше чем 1,5мм 2 , и 1мм 2 на высокочастотную головку (на фото провода на СЧ и ВЧ головки тонки, хотелось попробовать и поставил что было, позже заменил).

Фильтр закрутил на нижнюю стенку АС.

3. Вата.
Из одной колбаски которую я вынул с ас я сшил подушку квадратной формы и закинул ее на верх колонки. С другой сделал маленькую подушечку (приблизительно 0,5 колбаски) и поставил на низ поверх фильтра.

4. СЧ.
Среднечастотникив у меня не было вообще. Поставил 10ГД-34 только доделав его (приклеив колпачок из теннисного шарика, статью об этой доработке тоже нашел в нете), а также закрыл окошки в дифузородержателе головки поролоном. Стакан из внутренней стороны обклеил войлоком и заполнил его ватой.

5 . Завершающая часть.
Припаял динамические головки сохраняя полярность включения. Динамические головки привертел через резиновые прокладки. Включил музыку и начал наслаждаться уже совсем иным звуком. Я сам не поверил что мои 35АС-1 могут так играть.
P . S . Советую переделывать сначала одну АС, чтобы можно было сравнить звучание одной и другой акустической системы.

В детстве у одного из моих друзей дома стояли колонки Вега 50АС-106, тогда они запали в душу своим дизайном, еще бы, ведь тогда, в начале 90-х для меня, мальчишки эти колонки со своими пластиковыми накладками были чем то космическим, верхом совершенства. Ну а о качестве музыки мы тогда не особенно задумывались. Хотелось иметь у себя такие. Время прошло, а в памяти те колонки остались, как и осталось желание их получить. Появились и возможности по их приобретению.

Небольшое отступление. Данный пост не претендует на истину в последней инстанции, так же он не претендует на какие то аудиофильские изыски, а так же на то, что полученный результат бьет все рекорды. Прошу не спорить на тему «зачем ты с ними возился, лучше бы купил новые нормальные», мне хотелось именно ТЕ колонки, как память из детства. Для прослушивания музыки у меня есть наушники Hifiman HE-400i и самодельный ламповый усилитель к ним, данный комплект уже претендует на некоторое качество, хотя с аудиофилами спорить не собираюсь.

Всех, кого заинтересовал, прошу под кат.

Покупка и первоначальный осмотр

С покупкой все получилось очень просто, я нашел того самого друга из детства и оказалось, что что те самые колонки все еще у него. Хотя и стоят в чулане и не используются уже с десяток лет. За символическую сумму мы ударили по рукам и колонки перешли ко мне. Сразу при покупке мне было сказано, что один ВЧ динамик сгорел и требует замены. Плюс колонки были изрядно запыленные, а на металлических решетках вылезла ржавчина. Далее колонки были подключены к усилителю для проверки работоспособности. Все динамики оказались рабочими кроме одного ВЧ, что подтвердилось его прозвонкой тестером в последующем. Конечно, звук колонок в состоянии как есть меня не порадовал. После первого включения колонки были полностью разобраны. Корпус проверен на крепкость швов, частенько у старых советских колонок боковые панели просто расклеиваются. Мне повезло, все стыки были проклеены крепко, кстати мои корпуса были сделаны полностью из фанеры включая заднюю стенку, что в этой модели не часто встречается. Гораздо чаще из фанеры боковые стенки а задняя из ДСП.

Далее был полностью разобран фильтр для проверки его соответствия оригинальной схеме, кстати вот она:


Конденсаторы и резисторы по номиналам совпали со схемой. Все конденсаторы у меня стояли металло-бумажные МБГО, что в целом не так уж плохо, ведь в реальных конструкциях людям встречались и электролиты. Кстати конденсаторы после измерения показали отклонения от номинала в пределах 1% что просто замечательно. Но больше всего меня интересовали индуктивности катушек, а вот с ними то ожидаемо не повезло. НИ ОДНА из катушек не соответствовала схеме по индуктивности, причем более того, катушки еще и не соответствовали друг другу в парах колонок. Например индуктивности катушек НЧ составляли 0,85 мГн и 0,64 мГн, при том что по схеме она должна быть 2,8 мГн. С СЧ и ВЧ история совершенно та же. Ну да ладно, все равно схема будет переделываться полностью.

План работ

После первоначального осмотра был составлен примерный план:

1. Проклейка всех швов, стыков и отверстий изнутри колонок герметиком;
2. Вклеивание внутрь корпуса деревянных распорок по схеме перед-зад и лево-право;
3. Обработка всех стенок резино-битумной мастикой для уменьшения резонансов;
4. Оклеивание всех стенок слоем ватина;
5. Замена ВЧ динамиков с изготовлением новых подиумов под них;
6. Полная переделка фильтров с изменением схемы и номиналов деталей;
7. Замена всех уплотнителей под динамиками;
8. Замена всех проводов;
9. Установка портов с клеммами;
10. Отмывка панелей и покраска решеток;
11. Снижение резонансов и дребезга лицевых панелей;

Ну раз план составлен, можно приниматься за работу.

Режем, пилим, мотаем, паяем, красим и так далее

Первым делом были разобраны и отмыты лицевые панели. Металлические сетки ошкурены, обработаны преобразователем ржавчины и покрашены. После этого панели были собраны назад, причем металлические сетки были установлены в пластик на герметик, дабы исключить их дребезг. Герметик снаружи не видно.

Далее все стыки корпуса, отверстия были тщательно промазаны строительным силиконовым герметиком изнутри. Это сделано для того, что бы исключить любые присвисты от выходящего воздуха. Щелей в корпусе особо и не было, но все же. Следующим этапом в корпус были вклеены по две распорки из сухих штакетин сечением 45х20 мм, вклеены они между передней-задней стенками и между левой-правой стенками, причем распорки еще и склеены между собой, так что получилась жесткая крестовина. Таким образом мы повышаем жесткость корпуса, ведь панели тут уже достаточно большие а толщина стенок всего 12 мм. После этого корпус изнутри весь промазан на два слоя резино-битумной мастикой.

Следующим этапом стала врезка портов с винтовыми клеммами для ввода проводов внутрь корпуса. (фото почему то не сохранилось)

Для обивки корпуса изнутри был приобретен обыкновенный ватин, в магазине тканей, там он толщиной где то 6-7 мм, поэтому были изготовлены маты из сложенного в три слоя ватина. Маты эти были приклеены по всем стенкам кроме передней, на ту же резино-битумную мастику и дополнительно по углам закреплены мебельным степлером.

После окончания работ с корпусом пришло время заняться электрической частью. Во первых нужно было решить что же поставить на замену родных ВЧ динамиков. Найти родной ВЧ мне не удалось а в интернете за них просят довольно не мало, от 700 до 1000 рублей за старый ВЧ я думаю много. К тому же, в интернете широко распространено мнение, что родные 10ГДВ-2 в целом не особенно хороши. Почитав интернеты и прикинув бюджет, а так же целесообразность покупки дорогих пищалок для этих колонок были выбраны наши 15ГДВ92-16, производства Новосибирской НОЭМА. По сопротивлению и чувствительности они одинаковы с 10ГДВ-2, а по качеству, говорят, значительно их превосходят. Кстати, спасибо фирме НОЭМА за оперативную отправку и хорошую упаковку заказанных динамиков.

Пока динамики ехали посредством Почты России я занялся переделкой фильтров. Опять же сначала очень долго копал форумы, собирал мнения и в итоге нашел схему переделки фильтров этих колонок, с хорошими отзывами и достаточным обоснованием от автора.
Схема была взята

Несколько забегая вперед скажу, что звучание колонок с этими фильтрами мне понравилось.
Как видно, на НЧ и СЧ здесь используются катушки с достаточно высокой индуктивностью. Намотать такие на «воздухе» не так то просто, ведь при этом она должна иметь еще и малое сопротивление, а это значит нужно использовать толстый провод, габариты катушек получаются не маленькие. Поэтому было принято решение мотать катушки на каркасах с сердечниками из трансформаторного железа. В качестве каркаса взята сантехническая полипропиленовая труба диаметром 40 мм, внутрь были плотно набиты полоски трансформаторного железа, нарезанные из старых советских трансформаторов. Катушка НЧ намотана проводом диаметром 1,6 мм по лаку, а СЧ 1,2 мм по лаку. Катушки ВЧ были намотаны на родных каркасах без сердечников, родным же проводом, там он где то 0,6-0,8 мм по лаку. Все катушки мотались с тщательным контролем получаемой индуктивности с помощью LC-метра. Это позволило добиться практически идеального совпадения индуктивности со схемой. Конденсаторы в фильтрах оставлены родные МБГО, все резисторы заказаны новые мощностью 35 Вт, сопротивлением 10 Ом и 3,3 Ом. Резисторы 10 Ом были взяты с запасом и с помощью тестера отобраны номиналы наиболее близкие к указанным в схеме. Вся разводка фильтра выполнена жестким одножильным монтажным проводом сечением 2,5 мм2. Данное сечение выбрано не столько из желания делать провод как можно более толстым, а для того что бы провод не болтался и из него можно было согнуть надежные контактные площадки.

Пока возился с фильтрами, а заняло это не один день, пришли динамики. Разумеется, их габариты отличались от старых, поэтому пришлось делать новые подиумы под них. Ну а после этого дошло дело и до сборки.

Фильтра были установлены в корпус, разумеется на старое место они не встали, пришлось пересверливать отверстия и опускать фильтра ниже. Сверху фильтра были накрыты ватином, он специально на задней стенке сделан длиннее.

Трубы фазоинверторов перед установкой пришлось склеить, так как они развалились в руках на две половинки. В корпус они были вставлены на герметик и обклеены ватином.

Дошло дело до динамиков. ВЧ закреплены на подиумы через прокладки. СЧ стаканы вставлены в корпус на герметик. Сами стаканы до половины заполнены распушенной ватой. На динамики СЧ и НЧ наклеены уплотнители из автомобильного шумоизоляционного материала Сплен. При притягивании динамика он очень хорошо обжимает стык. СЧ динамик при нажатии уходит внутрь неохотно и возвращается медленно, что говорит о герметичности конструкции.

К сожалению металлические блестящие колпачки на НЧ и СЧ динамиках не пощадило время, они слегка облезли. Пришлось их покрасить акриловой краской из баллончика. Старался сделать это как можно более аккуратно и максимально тонким слоем.

И в завершение работ с корпусом были вырезаны ножки взамен убогих пластиковых родных. Ножки диаметром 7 см вырезал из листа мягкой резины толщиной 4 см. И пусть в меня аудиофилы кидаются тухлыми яйцами, но работают они ничуть не хуже чем шипы, от которых в ходе долгих размышлений я отказался.

После сборки получилось вот что:

После этого весь корпус был покрыт бесцветным матовым лаком.

Пластиковые облицовочные панели изнутри были оклеены кусочками автомобильной виброизоляции STP Aero, это придало им вес и полностью убрало всю звонкость. Под панели на корпус были наклеены полосы Маделина, это специальный уплотнительный антискрипный материал, что то вроде поролона с пропиткой. Сделано это для того, что бы прижать панели как можно плотнее к корпусу.

На этом работы были завершены. По результатам прослушивания можно сказать, что колонки стали играть гораздо лучше чем до переделки, их стало приятно слушать. Сравнений никаких не будет просто по причине того, что сравнивать мне не с чем. Есть колонки Microlab SOLO2 Mk2, переделанные в пассивки. Те же самые треки с того же усилителя переделанные Веги играют гораздо лучше, впрочем это и не удивительно, класс этих микролабов совсем не высок. Сравнивать же Веги с наушниками Hifiman HE-400i как минимум глупо, это вещи совершенно разных классов и разных эпох.

Поставленные результаты достигнуты. Я поностальгировал по тем самым колонкам из детства, добился более качественного и приятного звучания и приятно провел время вместе со своим хобби. Сейчас эти колонки стоят у меня дома в качестве основных, но далеко не факт что через некоторое время их не сменит что то более качественное, при этом вполне вероятно, что это могут быть и другие старые советские колонки.

Бюджет всего мероприятия не вышел за 5000 рублей, сюда включена покупка колонок, покупка динамиков и покупка некоторых материалов. За эти деньги найти что то более качественное и лучше звучащее думаю невозможно. Кстати за ту же Радиотехнику S90 у нас просят 10000:) Раскрутили их в интернете:)

Всем спасибо за внимание!

error: