Степень остроты глобальных проблем. Шкала измерения остроты перцев и рейтинг сортов

Понятие «перец» связано в нашем воображении со словами «острый» или «сладкий». Но только ли два вкуса у этого растения и весь ли он острый одинаково? Оказывается, нет. Существует даже специальная шкала перцев.

От чего перец горький

Горький вкус перца, как и многих других продуктов, связан с наличием в нем вещества капсаицина. И чем его больше в составе данного вида, тем острее продукт.

Капсаицин научились использовать даже без самого перца-капсикума. Это вещество используют в фармакологии и для изготовления баллончиков, применяемых для самозащиты.

Шкала остроты перцев по Сковиллу

Многие употребляли перец, но идея создать шкалу остроты пришла в 1912 году в голову американцу Уилбуру Сковиллу. В результате он не только получил шкалу своего имени, но и создал новую единицу измерения. За точку отсчета химик взял остроту сладкого болгарского перца. Оказывается, в его составе капсаицина практически нет. Но что взять за единицу измерения? Сковилл предложил использовать удельный вес капсаицина в перце. Он назвал ее единицей шкалы Сковилла (ЕШС).

Способы измерения жгучести

Продукты, имеющие жгучий вкус, воздействуют на ветви тройничного нерва. Они помогают ощутить вкус продукции. Жгучесть нужно измерять для того, чтобы рационально использовать разные пряности в пищевой промышленности.

Сковилл разбавлял спиртовой настой перца определенного вида водой с сахаром. Добавлял водный раствор до того, пока жгучесть переставала ощущаться. Это количество воды записывал в свою таблицу.

Способ Сковилла не единственный для измерения жгучести, да и не совсем точный. Он не учитывает количество веществ, называемых капсаициноидами. Их в сумме с капсацинами измеряют способом жидкостной хроматографии в единицах, называемых ppm.

Способ Сковилла основан на сравнении количества капсаицина в разных сортах. Один балл этой шкалы говорит об удельном содержании капсаицина, который содержит Острота по шкале определяется при сравнении с другими сортами.

Проведение исследований

Как же определить жгучесть перца, да еще и разместить его в шкале? Ведь работать с этим овощем может быть опасно для самочувствия. Ученые, проводившие исследования, отмечали, что прорезиненные защитные костюмы, противогазы не могли полностью защитить организм от воздействия особо агрессивных сортов. А руки ощущали жжение, хотя на них было надето по две пары перчаток из латекса.

Упрощенная шкала остроты перцев

Пользоваться шкалой Сковилла довольно сложно, потому что нужно держать в голове большие числа. Поэтому существует упрощенная шкала измерения остроты перца, основанная на таблице Сковилла.

Упрощенная шкала предлагает все сорта и виды перца разделить на 11 групп:

  • Нулевая (нейтральная) объединяет те, острота которых от 0 до 100 ЕШС.
  • Первая (мягкие) - от 100 до 500 ЕШС.
  • Вторая (теплые сорта) - от 500 до 1000 ЕШС.
  • Третья (выше среднего) - от 1000 до 1500 ЕШС.
  • Четвертая (горячие сорта) - от 1500 до 2000 ЕШС.
  • Пятая (сильные) - от 2500 до 5000 ЕШС.
  • Шестая (жгучие) - от 5000 до 15 000 ЕШС.
  • Седьмая (обжигающие сорта) - от 15 до 30 тыс. ЕШС.
  • Восьмая (жаркие) - от 30 до 50 тыс. ЕШС.
  • Девятая (вулканные) - от 50 до 100 тыс. ЕШС.
  • Десятая - от 100 тыс. ЕШС. Это Trinidad Moruga Scorpion Red, Naga Jolokia. Это взрывные виды перца.

Шкала остроты до 4 представлена довольно мягкими видами.

Представитель группы 0 - болгарский сладкий перец. Количество аскорбиновой кислоты в нем в 3 раза больше, чем в лимоне.

Перец пименто (душистый) из группы 1 ценится за аромат и приятный вкус. Используется для приготовления салатов. Его тушат с овощами, рисом, фаршируют.

Вид анахейм (группа 2) мясистый и крупный. Недостатком считается слишком жесткая кожица, которую при приготовлении обычно убирают. Используют для создания блюд из мяса, яиц, риса, бобовых.

Перец поблано (острота 3) зеленого цвета по вкусовым качествам похож на чернослив, но только горький. Вкус напрямую связан с цветом стручка. Чем он темнее, тем острее. Из него готовят различные мексиканские блюда, фаршируют, обжаривают в яйце.

Венгерский восковый перец (острота 6) длинный и узкий на вид. Его употребляют в салатах, маринуют, тушат.

Перец серрано (острота 7) используют для приготовления алкогольных напитков. Готовят соусы, добавляют в салаты.

Перец рокото формой напоминает яйцо. Цвет красный, семена черные. Отличается яблочным ароматом. Готовят из него сальсу, различные соусы. Шкала остроты 8.

Тепин (москит) считается прародителем всех видов перцев. Острота 8. Это дикий вид. Его плоды клюют птицы, хоть он и очень острый.

Очень острые перцы

Табаско используется для приготовления одноименного соуса. Куст очень красив, украшен большим количеством желтых и красных перцев. Острота 9.

Острый тайский перец для приготовления жарят на масле, затем добавляют по вкусу в супы и вторые блюда. Острота 9.

Хабанеро имеет вкус яблока и вишни одновременно. Шкала остроты перцев этот вид относит к группе 10.

Самый острый перец

Периодически звание получают разные виды.

Сковилл считал самым жгучим хабанеро.

С февраля 2012 г. самым острым перцем стал Trinidad Scorpion Moruga Blend. Острота перца чили по шкале Сковилла может колебаться от 1,2 до 2 млн единиц. Он настолько острый, что после его употребления начинает резко подниматься давление, глаза слезятся, а горло и язык печет огнем. Хуже всего то, что такая реакция наступает не в первые секунды после употребления, а тогда, когда большое количество перца попадает в горло, пищевод.

Что же заставляет гурманов использовать его в пищу? Сильная горечь и острота сочетаются в этом сорте перца с фруктовым ароматом, придавая продуктам неповторимый вкус.

Он произрастает на юге Карибского побережья, в Республике Тринидад и Тобаго. Там, в районе Моруга, есть не один вид, претендующий на роль самого острого. До этого самым острым считался перец Trinidad Scorpion Butch T с остротой около 1,4 млн единиц.

Определить жгучесть сорта можно только приблизительно, ведь острота перца зависит от многих факторов. Это температура воздуха во время созревания, количество выпавших на территории произрастания осадков. Чем выше температура и ниже влажность, тем острее перец.

Секреты производства молотого перца

Из одного и того же вида можно создать продукцию разной остроты. Если для изготовления используется только оболочка овоща, получается продукция высшего сорта ярко-красного цвета. Если же в переработку идет весь стручок с семенами, получается меленый перец первого сорта. Из-за наличия семян он более острый и немного светлее предыдущего.

Есть виды, у которых семена в разных камерах имеют разную жгучесть. Это перец гогошар. Две из четырех камер забиты горьким, а две - нейтральным на вкус зерном. Поэтому острота перцев по шкале Сковилла будет зависеть от того, весь ли плод употребляется в пищу.

Переопыление

Многие знают тот печальный факт, что перцы разных видов легко переопыляются. Особенно это касается сладкого болгарского перца. Чем ближе они растут друг к другу, тем больше возможности переопыления.

Шкала остроты перцев показывает результат для плодов, опыленных тем же сортом. В результате острота горького перца не уменьшается, в то время как сладкий становится на вид обычным, а на вкус - горьким.

Использование горького перца в медицине

Кроме горечи, влияющей на вкус приготовленных блюд, в перце содержится большое количество витаминов С и РР. Они вместе с каротиноидами улучшают работу предстательной железы.

Горький вкус влияет на то, что перец снимает боль, в том числе при радикулите, артритах, артрозах.

  • Тема 3. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
  • 2.1. Природные условия и ресурсы. Классификация. Их экономическая сущность
  • 3.2. Роль природных условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил
  • 3.3. Полезные ископаемые
  • 3.3.1. Общая характеристика и классификация полезных ископаемых
  • 3.3.2. Полезные ископаемые Республики Беларусь
  • Тема 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
  • 4.1. Сущность, функции, задачи экономической оценки природных ресурсов
  • 4.2. Теоретические основы и методы экономической оценки природных ресурсов
  • 4.2.1. Затратная и рентная коцепции экономической оценки природных ресурсов
  • 4.2.2. Учет временного фактора в экономической оценке природных ресурсов
  • 4.2.3. Другие подходы к экономической оценке природных ресурсов
  • Тема 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
  • 5.1 Законы и принципы экологии
  • 5.2. Основное уравнение материального баланса
  • 5.3. Критерии устойчивого развития. Слабая и сильная устойчивость. Основные индикаторы устойчивого развития
  • 6.1. основные методы экономической оценки природоохранных мероприятий и окружающей среды
  • 6.2. Методы оценки ущерба от загрязнения окружающей среды
  • 6.3. Показатели эффективности природоохранных мероприятий
  • 6.4. Учет факторов времени, риска и неопределенности
  • 6.4.1. Учет фактора времени при обосновании природоохранных решений
  • 6.4.2. Анализ риска и неопределенности
  • 6.5. Понятие социальной эффективности экологических затрат и социального эффекта средозащитных мероприятий
  • 7.1. Экономические функции окружающей среды и альтернативные варианты ее использования
  • 7.2. Два вида экологических издержек производства. Природоохранные издержки
  • 7.3. Экономический ущерб от загрязнения и деградации окружающей среды
  • 7.4. Модель оптимального пользования окружающей средой
  • 7.5. Поверхность трансформации и эффективное распределение ресурсов между экономическими и экологическими целями
  • Тема 8. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В ЭКОНОМИКЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
  • 8.1. Понятие, причины и классификация внешних эффектов
  • 8.3. Интернализация внешних эффектов с позиции прав собственности. Теорема Коуза
  • Тема 9. КАЧЕСТВО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО
  • 9.1. чистые частные и чистые общественные блага
  • 9.2. спрос на общественное благо. проблема «безбилетника»
  • 9.3. Определение эффективного качества окружающей среды
  • 9.3.2. Анализ «издержки-выигрыш»
  • 9.3.3. Экономическая оценка качества окружающей среды
  • 9.3.4. Решение Линдаля (сочетание государственных и частных решений)
  • 9.3.5. Механизмы общественного выбора. Теорема невозможности Эрроу
  • Тема 10. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
  • 10.1. Экологический и природноресурсный факторы в системе макроэкономических показателей
  • 10.2. Интегрированная система национальных счетов (СНС)
  • 10.3. Отраслевая структура загрязнения окружающей среды. Основные показатели природоемкости и экологичности производства
  • Тема 11. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
  • 11.1. Цели и принципы современной экологической политики
  • 11.2. критерии выбора инструментов экологической политики. Моральное осуждение.
  • 11.3 Состав административно-контрольных инструментов прямого эколого-экономического регулирования
  • 11.4. Инструменты косвенного эколого-экономического регулирования
  • Тема 12. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ
  • 12.1. Контроль состояния окружающей среды. Экологический мониторинг. Основные показатели степени загрязнения окружающей среды
  • 12.2. Управление твердыми бытовыми отходами
  • 12.4. регулирование эмиссий, вызванных промышленными авариями и стихийными бедствиями
  • 12.5. регулирование содержания загрязняющих веществ в потребительских товарах
  • 12.6. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь
  • Тема 13. ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНТЕСТЕ
  • 13.1. Экологические системы в пространственном измерении
  • 13.2. вклад окружающей среды в международную конкурентоспособность страны. взаимосвязь экологической и торговой политики
  • 13.3. трансграничное загрязнение окружающей среды и основные инструменты его регулирования
  • 13.4. Глобальные экологические проблемы и основные инструменты их решения
  • Тема 14. Природопользование и охрана природы в Республике Беларусь
  • 14.1 Организационные структуры управления природопользованием Республики Беларусь
  • 14.2 Правовое регулирование охраны окружающей среды в Республике Беларусь
  • 14.3 Формирование системы платного природопользования в Беларуси и ее эффективность
  • Рисунок 14.2 – Система платного природопользования в Республике Беларусь
  • 14.3.1 Экологический налог (глава 19 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь)
  • Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:
  • Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:
  • Таблица 14.1 – Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, (рублей)
  • 14.3.2 Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов (глава 20 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь)
  • 14.3.3 Земельный налог (глава 18 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь)
  • Объекты налогообложения являются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся:
  • 14.3.4.Утилизационный сбор в отношении транспортных средств.
  • Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены согласно приложению к Указу Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 N 64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств".
  • Объект налогообложения является транспортное средство:
  • Основные нормативные правовые акты, регулирующие уплату являются:
  • 14.3.5. Сбор с заготовителей
  • Налоговая база - стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен. Устанавливается решениями областных и Минского городского Советов депутатов в размере, не превышающем 5%.
  • Основным нормативным правовым актом, регулирующий уплату является Налоговый Кодекс, глава 33.
  • 14.3 Основные недостатки действующей системы платного природопользования
  • ЛИТЕРАТУРА
  • а) страна – эмитент

    б) страна – реципиент

    Рисунок 13.1 – Трансграничное загрязнение окружающей среды: некооперативное решение

    Кооперативное решение проблемы трансграничного загрязнения пред-

    полагает существование компенсационных выплат(«побочных платежей»). Та-

    кие платежи позволяют перераспределять выигрыш для минимизации суммарных экологических издержек.

    Как и в предыдущем случае, предполагается, что природоохранная деятельность в стране-реципиенте приносит выигрыш только этой стране. Но при минимизациисуммарных издержек обеих стран требуется учитывать,что

    обеим странам приносит выигрыш предотвращение загрязнений в стране-

    эмитенте . Поэтому минимизация суммарных издержек требует равенства предельных природоохранных издержек сумме предельных ущербов обеих стран.

    Таким образом, в случае одностороннего трансграничного загрязнения и при условии, что издержками на ведение переговоров можно пренебречь, может быть достигнуто положительное решение данной проблемы: реципиент

    компенсирует эмитенту издержки на природоохранную деятельность

    (принцип «платит жертва»)

    Если трансграничное загрязнение является двусторонним или многосторонним, каждая страна рискует подвергнуться загрязнению без какой-либо компенсации.

    13.4. Глобальные экологические проблемы и основные инструменты их решения

    Глобальные экологические блага и системы используются в качестве общественного потребительского блага и для размещения отходов человечеством в целом. Типичные примеры - истощение озонового слоя, «парниковый эффект», загрязнение Мирового океана.

    Особенностью глобальных экологических благ является то, что по отношению к ним позицию «безбилетника» занимают не отдельные экономические субъекты, а страны и регионы.

    Проблема использования окружающей среды как глобального общественного блага осложняется следующими факторами.

    1. Население разных стран может иметь неодинаковые предпочтения по отношению к глобальным общественным благам.

    2. Степень остроты глобальных экологических проблем в отдельных странах может быть различной. Например, глобальное потепление и таяние ледников может привести к затоплению территорий таких стран, как Нидерланды и Бангладеш.

    3. Даже при совпадении предпочтений и степени остроты проблем в отдельных странах значительно варьируется уровень дохода, а значит, будет раз-

    ной экономическая оценка глобальных экологических благ.

    Как и в случае т рансграничного загрязнения окружающей среды, суще-

    ствуют кооперативное и некооперативное решенияпроблемы глобального загрязнения окружающей среды. В отличие от трансграничного загрязнения в случае глобального загрязнения ущерб отдельной страны зависит от природоохранной деятельности в других странах , в то время как ее природоохранные издержки носят индивидуальный характер .

    При некооперативном решении каждая страна минимизирует свои издержки, т. е. каждая страна уменьшает уровень загрязнений до точки, в которой

    ее предельный выигрыш становится равным предельным природоохранным издержкам.

    При кооперативное решение результат достигается на основе переговоров с помощью компенсационных выплат («побочных платежей»). Целью сов-

    местной оптимизации является достижение минимальных суммарных издержек обеих стран.

    На уровне международной экологической политики наиболее распространёнными инструментами решения глобальных экологических проблем являются:

    1. добровольные обязательства стран;

    2. рынок прав на загрязнение окружающей среды;

    3. объединение стран в международные союзы и организации.

    1. Добровольные обязательства стран могутвключать обязательства со-

    кратить загрязнение окружающей среды на определенную величину или добро-

    вольно ввести экологический налог (например, на эмиссию парниковых газов). Некоторые страны в силу различий в уровнях природоохранных издержек

    и удорожания продукции вследствие экологического налогообложения могут

    оказаться в неблагоприятных условиях, и они откажутся выполнять соглашение.

    2. Рынок прав на загрязнения. Одним из эффективных инструментов решения глобальных экологических проблем является рынок прав на загрязнение окружающей среды. Он позволяет осуществлять природоохранную деятельность в странах с самым высоким уровнем эффективности и тем самым минимизировать суммарные природоохранные издержки. Кроме того, рынок прав на загрязнение окружающей среды можно рассматривать как институциональный механизм для принятия кооперативного решения.

    Известно, что первым шагом в организации функционирования рынка прав на загрязнение окружающей среды является определение предельно допустимого уровня загрязнений. Следующим шагом является выбор процедуры первоначального распределения прав (лицензий). Порядок распределения прав имеет важное значение для дальнейшей устойчивости рынка, так как от него зависит, будет ли найдено кооперативное решение.

    Для распределения лицензий были предложены разнообразные критерии. Во-первых , в основе распределения может лежать критерий общего объема загрязнений, накопленного на территории страны за всю ее историю, кото-

    рый служит показателем ее вклада в загрязнение глобальных экологических систем. Страны с большим объемом загрязнений могли бы получить меньшее количество разрешений. Однако в этом случае подавляющая доля разрешений досталась бы развивающимся странам, а промышленно развитые страны оказа-

    лись бы в проигрыше.

    Во-вторых , в качестве критерия можно использовать площадь территории, но в этом случае выиграли бы страны с низкой плотностью населения и большой территорией, подобные России.

    В-третьих , можно ориентироваться на размер ВВП, и тогда преимущество достанется промышленно развитым странам.

    В-четвертых , можно распределять разрешения в расчете на душу населения, в том числе с учетом потенциального прироста населения. В этом случае крупную долю разрешений получила бы такая страна, как Китай, чтобы впоследствии сдавать их в аренду другим странам. Многие ученые считают, что оптимальным решением является выдача лицензий в расчете на душу населения с учетом ряда дополнительных критериев.

    Поскольку обеспечение оптимального качества окружающей среды в глобальном масштабе является долгосрочной проблемой, большое значение приобретает долговечность такого институционального устройства, как рынок прав на загрязнение. В то же время эта система должна быть достаточно гибкой, чтобы к ней могли присоединяться новые страны по мере появления дополнительных источников эмиссий.

    3. Объединение стран в международные экологические союзы и организации дает определенные выгоды:

    страны в большей степени заинтересованы в сотрудничестве, чем в отказе от него. Например, страна может сэкономить свои природоохранные издержки за счет других стран;

    существуют положительные внешние эффекты от совместной природоохранной деятельности, позволяющие получать дополнительный выигрыш без каких-либо издержек;

    страны-участницы могут ввести санкции за усиление загрязнения окружающей среды страной-«безбилетником».

    Несмотря на то, что кооперативное решение приносит странам больший выигрыш, чем некооперативное решение, у каждой страны есть возможность занять позицию «безбилетника». Известно, что в рамках национальной экономики можно избежать проблемы «безбилетника» путем поголовного экологического налогообложения. Однако на международном уровне это сделать не-

    возможно, т.е. соглашение должно быть самовыполняющимся .

    Стремление к нарушению условий соглашения можно ослабить с помо-

    щью санкций. Например, если страна в одностороннем порядке сворачивает свою природоохранную деятельность, так же поступают и другие страны, нанося тем самым ущерб уклоняющейся стране. Такая угроза может вынудить страны отказаться от роли «безбилетника».

    Кроме того, появление «безбилетников» можно предотвратить, если рассматривать соглашение как повторяющуюся игру с несколькими периодами или раундами. В этом случае выигрыш, полученный «безбилетником» в одном из раундов игры, может быть сведен к нулю издержками, которые он будет вынужден понести в дальнейшем в связи с ответными действиями других игроков. Если при этом страна озабочена своей международной репутацией, то у нее появится стимул к выполнению соглашения.

    Международные экологические организации и соглашения:

    Впервые проблема охраны окружающей среды в ее современном понимании была поднята на Стокгольмской конференции ООН в 1972 г. В результате был создан специальный орган - Программа ООН по окружающей среде -

    ЮНЕП (United Nations Environment Programs), который действует на постоян-

    ной основе со штаб-квартирой в г. Найроби (Кения). Основными функциями ЮНЕП являются:

    содействие международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды,

    консультации по проведению национальной экологической политики;

    руководство о координация экологических программ

    постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды в мире.

    Отдельными аспектами охраны окружающей среды занимается ряд других международных организаций:

    ЮНЕСКО (United Nations Education, Scientific and Cultural Organization)

    - исследует взаимосвязь между человеком и окружающей средой;

    ФАО (Food and Agricultural Organization of the United Nations) - занима-

    ется проблемами сельского, лесного и рыбного хозяйства, рационального использования водных и земельных ресурсов, применения удобрений и пестицидов, освоения новых источников энергии.

    ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения - World Health Organization) содействует экологической безопасности, включая обеспечение безопасными питьевой водой и продуктами питания, а также удаление отходов.

    МАГАТЕ (International Atomic Energy Agency) - разрабатывает нормы радиационной безопасности, включая безопасную транспортировку и утилизацию радиоактивных отходов.

    Кроме того, международными экологическим проблемами занимаются региональные комиссии , действующие в различных частях мира, а также мно-

    гочисленные межправительственные и неправительственные организации.

    В последнее время получили широкое распространение такие формы международного сотрудничества, как конвенции, много- и двусторонние соглашения, программы и др. Присоединение к ним означает принятие странами тех или иных обязательств в области природоохранной деятельности.

    В настоящее время самыми важными экологическими соглашениями являются:

    Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц. 02.02.1971, Рамсар (Иран). Ратифицирована Республикой Беларусь:

    Конвенция о всемирном культурном и природном наследии 17.10.1972 Париж. Ратифицирована Республикой Беларусь: 12.10.88

    Конвенция о международной торговле исчезающими видами дикой флоры и фауны (CITES). 03.03.1973, Вашингтон. Ратифицирована Республикой Беларусь: 20.12.94

    Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния; 13.11.1979 г Женева (Швейцария). Ратифицирована Республикой Бе-

    ларусь: 14.05.80.

    Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных 23.06.1979 г. Бонн (Боннская конвенция). Республика Беларусь присоединилась

    Венская Конвенция об охране озонового слоя 22.03.1985, Вена. Ратифицирована Республикой Беларусь: 23.05.1986;

    Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 16.09.1987, Монреаль (Канада). Ратифицирован Республикой Беларусь:

    Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. 25.02.1991, г.Эспо Финляндия. Ратифицирована Республикой Беларусь: 10.11.2005.

    Конвенция о биологическом разнообразии . 05.06.1992, Рио-де- Жанейро (Бразилия). Ратифицирована Республикой Беларусь: 10.06.93.

    Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков

    и международных озер. 1992 Хельсинки. Республика Беларусь присоединилась

    Рамочная Конвенция ООН по изменению климата (UNFCC ) 1992 г. Нью-Йорк. Ратифицирована Республикой Беларусь: 10.04.2000.

    Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию Рио-де-Жанейро 1992 г., включая Повестку дня на ХХI век, концепцию устойчивого развития, Конвенцию о биологическом разнообразии и др. Республика Беларусь одной из первых среди государств мира осуществила разработку Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) в 1997 году.

    Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием/деградацией земель. 17.06.1994 Париж. Подписана Республикой Беларусь: 27.11.2001 г.

    Орхусская конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. 25.06.98, г.Орхус (Дания). Ратифицирована Республикой Беларусь: 14.12.99.

    Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции по биоразнообразию 15.05.2000, Картахена. Ратифицирован Республикой Беларусь:

    Конференция Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, также известная под названием «Рио+20», состоялась 20-22 июня 2012 года, через 20 лет после принятия "декларации Рио" (Декларации Рио-де- Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 года) на Саммите Земли.

    Проблемы, которыми займется «Рио+20»

    Методы решения многих проблем в области устойчивого развития, включая вызовы, связанные с развитием городов, энергией, водой, продовольствием и экосистемами, известны. На «Рио+20» страны попытались найти пути их претворения в жизнь посредством осуществления следующих мер:

    Переход к более безопасной для экологии экономике с уделением особого внимания искоренению нищеты.

    Защита океанов от отлова рыбы, разрушения морских экосистем и отрицательного воздействия изменения климата.

    Рациональное обустройство городов и создание в них более благоприятных условий для жизни.

    Более широкое использование возобновляемых источников энергии, что позволит существенно сократить выбросы углерода и масштабы загрязнения окружающей среды внутри и вне помещений, одновременно содействуя экономическому росту.

    Более эффективное управление лесами обеспечивает целый ряд преимуществ – сокращение масштабов обезлесения вдвое к 2030 году позволит избежать ущерба от изменения климата в результате выброса парниковых газов, составляющего, по оценкам, 3,7 трлн долл. США, если даже не учитывать стоимость рабочих мест и дохода, биоразнообразия, чистой воды и медицинских препаратов, обеспечиваемых лесами.

    Улучшение способов сохранения и управления водными ресурсами в целях содействия развитию и защиты от опустынивания .

    Орхусская конвенция.

    Главным положением конвенции является установление взаимодействия между общественностью и государственными органами в демократическом контексте.

    Орхусская конвенция предоставляет гражданам определенные права и налагает определенные обязанности на государственные органы в области обеспечения доступа к экологической информации и участия общественности в принятии экологически значимых решений. Конвенция также обеспечивает доступ общественности к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Указанные положения составляют так называемые три «постулата» Орхусской конвенции.

    Многие ли знают, что такое шкала остроты перца? А ведь такая информация могла бы очень помочь кулинарам и хозяйкам. Кроме того, это будет полезно каждому человеку, который хочет знать немножко больше других.

    Вильбур Сковилл – известный фармацевт из Америки, который создал шкалу жгучести перца. Мужчина работал по специальности в Детройте, проводя различные эксперименты для определения степени остроты разных сортов перца. Свою знаменитую шкалу он разработал в 1912 году. Каким же образом ему это удалось? Острота овоща определяется по количеству подслащённой воды, которой необходимо разбавить спиртовой раствор перца, пока острота вовсе не будет ощущаться.

    Шкала остроты перца по Сковиллу

    Оценка по Сковиллу Сорт перца или продукты, изготовленные на его основе
    15 000 000
    -
    16 000 000
    Капсаицин
    9 100 000 - 15 000 000 Разнообразные капсаициноиды
    2 000 000 - 5 300 000 Перцовый баллончик
    1 200 000 -
    1 460 000
    Тринидада Скорпион может привести к слепоте. Используют при обработке плодов и производстве слезоточивого газа. Самые смелые кулинары готовят из него соус.
    855 000 - 1 041 427 Нага Джолокия назван в честь жесткого индийского племени Нага. Перец используют для дымовых шашек. Занимательно, что для нейтрализации 1г Нага Джолокия необходимо 1000 л воды.
    876 000 - 970 000 Tezpur
    350 000 - 577 000 Red Savina Habanero добавляют в текилу, газовые баллончики, леденцы и кремы. Индейцы Юкатана умерщвляли врагов двумя способами: жертвоприношением богам или употреблением 0,5 настойки Хабанеро. Чаще всего люди выбирали быть принесёнными в жертву.
    100 000 - 350 000 Хабанеро «Шотландская шапочка» может вызвать изжогу, онемение конечностей и головокружение.
    100 000 - 350 000 Южно-американские сорта перца
    100 000 - 200 000 Сильный ямайский перец шоколадного цвета может обжечь рот! Используется с мясными и рыбными блюдами, молочными продуктами.
    50 000 - 100 000 Тайский перец используется в овощных рагу, десертах. Его также используют как средство от язвы желудка.
    30 000 - 50 000 Pakistan dundicut Кайенский перец используют в рыбных, мясных и овощных блюдах, а также при производстве колбас и мазей от целлюлита и радикулита.
    10 000 - 25 000 Красный перец высшего сорта Серрано в Мексике называют «бомбой замедленного действия», так как острота ощущается только через несколько мгновений. Используют для готовки овощных пюре, алкогольных напитков.
    7 000 - 8 000 Табаско соус
    5 000 - 10 000 Wax Pepper Венгерский восковой перец используется для приготовления гамбургеров, рагу, солений.
    2 500 - 8 000 Халапеньо
    2 500 - 5 000 Чипотле
    1 500 - 2 500 Сандия
    1 000 - 1 500 Mild Jalepeno Поблано – используется для приготовления традиционного мексиканского блюда ко Дню независимости. Имеют плоскую форму, а на вкус напоминают чернослив. Перец используется для фарширования и тушения.
    600 - 800 Green Pepper
    500 - 1000 Перец сорта Нью-мексико, Черри Анахейм – лабораторно выведенный сорт перца с жесткой кожицей, но прекрасных вкусом.
    100 - 500 Пимента (итал. – «душистая паприка») – сильно сладкий и ароматный перец. Его используют в пастах, салатах, пряных смесях. Венгерская паприка.
    0 Болгарский сладкий перец, который используют для приготовления соусов, лечо, закусок и салатов. Интересно, что в этом овоще витамина C в 3 раза больше, чем в лимонах.

    Как же происходил эксперимент? Исследователь растворял некоторое количество перца в спиртовом растворе и делил на 5 частей. Приглашалось 5 дегустаторов, которые получали порции растворенного перца. Подслащённая вода добавлялась до тех пор, пока 3 из 5 дегустаторов не прекращали ощущать остроту: на этом тест заканчивался.

    Жизнь исследователя

    Размах своего исследования Сковилл мог контролировать сам, поэтому результаты, действительно, впечатляющие. Из таблицы мы видим, как много сортов перца было исследовано фармацевтом. Шкала жгучести перца Сковилла была воспринята учёными скептично, ведь на самом деле она базируется на индивидуальных вкусовых рецепторах исследователя. Несмотря на это, таблица остроты перца Сковилла широко применяется не только ловкими хозяйками, но и известными мировыми гастрономическими заведениями. Хотя шкала и не подкреплена научным обоснованием, она очень полезна для многих. За своё «ненаучное» достижение Сковилл был отмечен различными премиями:

    • Премия Эберта, полученная от фармацевтической американской ассоциации (1922 год).
    • Медаль Ремингтона (1929 год).
    • Степень доктора наук в Колумбийском университете (1929 год).

    В 1920 году Вильбур создал органолептический тест, единицами которого являются Scoville Heat Units (SHU), или Единицы шкалы Сковилла (ЕШС). Тест должен был помочь измерить уровень капсаицина – элемента, от которого зависит острота красного перца (для чёрного перца – это пиперин). Шкала остроты перца была доделана и расширена благодаря этому тесту. Чистое вещество капсаицина представляет собой прозрачный кристаллический порошок, который растворяется в спирте, но не растворим в холодной воде. Интересный факт, что это вещество используют в медицине для улучшения состава согревающих мазей и настоек, а ещё оно применяется в оружии для самозащиты (перцовые пистолеты, газовые баллончики). Ещё более занимательный факт состоит в том, что 1 кг капсаицина стоит $5000. Порошок в чистом виде опасен не только для здоровья, но и для жизни человека. Если человек поместит 1 мг вещества на ладонь, то ощутит жгучую боль, как от прикосновения раскалённого металла, а кожа моментально покроется волдырями.

    Сегодня в распоряжении человечества находятся такие силы, с помощью которых оно изменяет саму планету. В результате их воздействия и родились так называемые «глобальные проблемы», которые ставят под угрозу как само существование человечества, так и условия его бытия (природу) . Адекватное осознание этих проблем способствует возникновению «нового мышления», которое приобретает глобальный характер и которое состоит в том, чтобы измерять все действия интересами человечества, а не интересами отдельной нации или любой группы людей.

    Итак, какие проблемы мы можем назвать глобальными. Это проблемы, которые существуют или возникают в одной стране, но последствия их таковы, что затрагивают все человечество. Например, катастрофа в Чернобыле. Или это одинаковые проблемы в большинстве стран , например, демографические или истощения природных ресурсов. И, наконец, по характеру это такие проблемы, которые могут привести к последствиям, губительным как для человечества в целом, так и для среды его обитания .

    Что можно считать такими проблемами? К ним относят: возможность глобального военного конфликта с применением оружия массового поражения; возможность экологического кризиса, бедственное положение населения экономически слабых стран мира или проблема богатого Севера и бедного Юга, достижение приемлемых темпов роста населения (демографическая проблема), проблема истощения природных ресурсов планеты, борьба против распространения наиболее опасных болезней. В эту группу иногда включают другие проблемы, близкие по значению к перечисленным, такие как борьба против наркомании и наркобизнеса, а также против международного терроризма, прекращение региональных военных конфликтов и гражданских войн, ликвидация массовой неграмотности и т.д.

    Степень остроты этих проблем настолько высока, что есть все основания говорить о подлинном кризисе, который в наше время переживает всё человечество. В последние десятилетия ученые, политики, бизнесмены, религиозные деятели и другие заинтересованные люди разных стран пытались объединить усилия в поисках путей выхода из кризиса, обусловленного обострением глобальных проблем современности. Это находит выражение в создании и деятельности авторитетных правительственных и неправительственных международных организаций (Римский клуб, ЮНЕСКО и др.), проведении разного рода международных совещаний и конференций, заключении многосторонних межгосударственных соглашений, непосредственно касающихся глобальных проблем.



    Международная практика, однако, показывает, что бороться просто за охрану окружающей среды или прекращение гонки вооружений явно недостаточно. Решение глобальных проблем требует выявления и преодоления самих причин их возникновения. Каковы же они?

    1. Прежде всего, отметим, что исток возможных проблем, особенно экологических, лежит в самой специфике человеческого бытия , а именно в преобразовательном отношении к миру. Конечно, это не причина существования самих сегодняшних проблем, но условие, которое создает возможность их возникновения, если не отнестись к нему серьезно.

    2. Условие, которое усиливает возможность глобальных проблем – это способ существования индустриальной цивилизации. Традиционные, аграрные общества в силу низких технологий и боязни новизны существовали как локальные объединения и в относительном равновесии с природой. Поэтому кризисы и катастрофы, которые их сотрясали, не могли сказаться на других регионах. Индустриальное общество резко нарушает это положение дел. Ведь суть его существования – активное и превращенное в ценность преобразовательное отношение к миру.

    3. Чертой, которую смело можно считать определяющей причиной сегодняшних глобальных проблем, является рыночная экономика с ее установками . Ее развитие с необходимостью сопровождается интенсивным ростом потребления невосполнимых природных ресурсов. Дело в том, что рыночная экономика ориентирована на безграничный рост потребностей, а это заставляет существующую экономическую систему производить на пределе возможностей, что усиливает давление на природу.

    Рыночный характер экономики, а именно стремление к сбыту производимой продукции для получения прибыли, заставляет индустриальные цивилизации распространять свое влияние по всему миру в поисках потенциальных потребителей, производителей, ресурсов. Логика рынка заставляет их повсюду разрушать традиционный уклад, вызывая соответствующую реакцию. Но разрушение традиционного образа жизни не сопровождается автоматическим переходом к индустриальному способу существования. Ведь для этого необходимо полностью изменить мировоззрение и принципы жизни, складывавшиеся тысячелетиями.

    4. Наконец, важной причиной возникновения глобальных проблем является господствующее мировоззрение индустриальной цивилизации. Оно строится на принципе бесконечного прогресса. Суть этой идеи состоит в убеждении, что современные индустриальные общества воплощают наиболее передовой уровень развития человечества. Это дает им право пренебрежительно относиться как к природе, которую они рассматривают как объект для покорения, так и к другим культурам, которые они считают примитивными, отсталыми. Вот почему индустриальные цивилизации считают правомерным навязывать свой способ жизни всем остальным народам и культурам.

    Анализ причин возникновения глобальных проблем указывает и на возможные пути их преодоления.

    1. Отказ от природопотребляющих технологий и повсеместное внедрение ресурсосберегающих производственных процессов. Природа долгое время рассматривалась как неисчерпаемый поставщик готовых благ, которые следовало лишь распределить. Теперь встает задача сбережения и искусственного создания этих благ

    2. Отказ от искусственного стимулирования потребления и производства на пределе возможностей , столь характерного для индустриального общества. Исследователи считают, что у современного человека много по существу ненужных потребностей (примеров таких потребностей предостаточно, вы с легкостью сможете сами их привести). Вот от них-то и необходимо отказаться. Вместо привычного установки на «уровень жизни» (количество потребляемых жизненных благ) они предлагают ориентироваться на «качество жизни», а именно на чистоту воздуха, воды, пищевых продуктов, общее состояние окружающей природной среды. Вот эти блага и следует не просто беречь, а создавать.

    3. Установление в мире нового социально-политического порядка . В последнее столетие геополитическая ситуация в мире представляла собой динамическое равновесие, основанное на противоборстве разных сил. Его можно было обозначить как противостояние «Восток-Запад». Авангардом «Востока» в этом противостоянии была система советского социализма. Оно сформировало и способ международных отношений, который строился и продолжает строиться на принципе создания и борьбы центров сил. Эти центры сил в лице США и Советского Союза, обладая наибольшей мощью, вступали в борьбу друг с другом и вынуждали тем самым остальные общества присоединяться либо к одному, либо к другому лагерю. Падение Советского Союза привело к краху одного из противоборствующих лагерей, но сохранило сам принцип деления мира на «центр» и «периферию».

    Однако в то же время все больше о себе заявляет противостояние типа «Север-Юг». Индустриальная цивилизация («Север») продолжает экспансию, расширение сферы своего влияния на планете. Однако большая группа стран, стремящихся к самостоятельности («Юг»), активно отвергает ценности индустриальной цивилизации и предлагаемые ей способы решения проблем.

    Тенденции современного развития позволяют сформулировать очень важный вывод. Если кризис, обусловленный глобальными проблемами, разрешим только совместными усилиями всех народов, то в интересах его преодоления необходимо не только ликвидировать остатки противостояния «Восток-Запад», но и найти пути к взаимопониманию между Севером и Югом. Это и означало бы установление нового социально-политического порядка в мире, который строился бы не на конфликте и борьбе цивилизаций или на доминировании одной цивилизации над другими, а на сотрудничестве равноправных партнеров.

    4. Мировоззренческая революция или фундаментальное изменение ценностных ориентаций и понимания своего места в мире. Ведь природа долгое время воспринималась как неисчерпаемый источник благ. В мировоззрении индустриальных культур в 18-19 вв. сформировалась и окрепла идея, что существование человечества предполагает борьбу с природой и ее покорение. Покоренность природы стала рассматриваться как показатель прогресса. Кроме того, индустриальная цивилизация успех в соперничестве с другими людьми в целом стала возводить в ранг абсолютной ценности.

    В противоположность этому в наше время в религиях, философии набирает популярность идея солидарности людей на основе общих духовных ценностей. Суть их состоит в реализации принципа диалога, который предполагает сохранение и признание ценности уникальности каждой культурной формы, а также ее развитие и обогащение благодаря контакту с другими такими же уникальными и неповторимыми культурными формами. То же самое касается отношений человечества с природой.

    error: